Перед читателем - не академическое исследование истории силуэтного искусства.
Столь дерзкой и крайне трудоемкой задачи авторы перед собой не ставили.
Нам хотелось обратить внимание современников на полузабытый и самобытный
вид изобразительного искусства, каким является силуэт. Рассказать о силуэте
как о художественном произведении и как об историческом свидетельстве, достойном
доверия и уважения. Коснуться имен и биографий художников, благодаря которым
силуэт проник в русское искусство и занял в нем почетное место.
Главная наша цель, повторяем, в том, чтобы современник почувствовал обаяние
силуэта, его художественную прелесть, его безграничные изобразительные возможности.
Поэтому на первом месте в этом издании - сами силуэты, "черное искусство",
как выражались в старину, на втором - наш скромный историко-бытовой очерк
о мире "художественной и исторической тени".
Стоит сказать еще и о том, что, работая над этой книгой, мы стремились
извлечь из толщи редких и пожелтевших изданий прошлых столетий совсем забытые
произведения художников-силуэтистов. Нельзя сказать, что нам удалось "переворошить"
все достойное внимания в Российской государственной библиотеке, Публичной
исторической библиотеке, ряде частных книжных собраний. Но кое-какие приятные
находки все же сделаны. Их результаты - тоже на страницах этого издания.
Наконец, признаемся, мы, стремясь назвать всех, кто когда-либо коллекционировал
силуэты (и тем самым сохранил образцы этого искусства), и сами стали стали
потихоньку собирать всевозможные композиции "теней". Правда, не в подлинниках,
а в копиях, точнее, в отпечатанных некогда воспроизведениях. В нашей коллекции
незаметно собралось почти пятьсот силуэтов - одних только портретов около
четырех сотен. Потом мы научились вырезать силуэты из черной бумаги, старательно
вторя оригиналам. Наконец, рискнули сами делать "черные" портреты так, как
делали их в восемнадцатом столетии, почти в точности следуя технике того
времени (наши опыты на последней странице книги). Эта работа дала возможность
погрузиться в творческую лабораторию силуэтистов. А попутно в квартире образовался
домашний Музей силуэтов.