Однако само контурное теневое изображение людей или вещей имеет историю гораздо более древнюю. В истории цивизизаций оно известно не одно тысячелетие. Причем, с давних времен силуэт - не просто "механическое" воспроизведение профильного очертания, а область самобытного творчества со своими правилами, техническими приемами выполнения, особенностями восприятия.
Разве не силуэтными выглядят наскальные композиции, петроглифы, обнаруженные археологами в разных частях света? Задолго до появления на свет французского министра финансов скалы на берегах Онежского озера, Белого моря, Байкала, Лены, Амура были испещрены профильными изображениями людей и животных.
В древнем Китае, Японии и других странах Востока силуэт породил теневой театр. Сиамские (яванские) силуэты - плоские театральные куклы, вырезанные из цветной прозрачной кожи, со сложным контуром и прорезным орнаментом на самом теле, - до сих пор распространенное народное зрелище в странах Юго-Восточной Азии.
И, наконец, Эллада. В искусстве древней Греции силуэт занял исключительное место в росписи керамики. Амфоры и кратеры, стамносы и гидрии, пелики и килики, ойнохои и лекифы, канфары и скифосы - все эти разновидности греческих ваз с чистой, гладкой поверхностью благородного оранжево-охристого
или кирпично-красного тона давали идеальный фон для силуэта. Используя только тень, только контур предмета или человека на контрастном фоне, греческий вазописец достигал высочайшего совершенства.
Не эти ли художественные качества, изначально свойственные силуэту и подсмотренные человеком, стали причиной его "живучести" в искусстве? В какие-то времена силуэт как элемент изобразительного ряда уходил в тень, а временами становился самостоятельным жанром. Обаяние, заложенное самой природой-художницей в рисунке тенью, дающем четкиое и эффектное изображение, каждое новое поколение использовало в меру своих эстетических воззрений.