Тень и силуэт. Как определяет слово "тень" Владимир Иванович Даль? "Тень, сень, стень, застень... отсутствие прямого, лучистого света, особенно солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает...; темное пятно, с очерком предмета, от которого тень падает". И далее, как обычно, приводит народные пословицы: "Он сам своей тени боится",
"Девушка, что тень: ты за ней, она от тебя; ты от нее, она за тобой", "Мету-мету, не вымету, несу-несу, не вынесу: как пора придет, сама уйдет"1. Владимир Иванович не забыл также сообщить своим читателям, что "солнечные часы указывают тенью стрелки". И все. Силуэт в русской народной жизни ограничен только этими понятиями.
В отечественное искусство силуэт был привнесен извне, из Франции. Произошло это в восемнадцатом столетии, вскоре после того, как силуэт вошел в моду в европейских аристократических кругах.
В европейском же искусстве силуэт появился при дворе французского короля Людовика XV. Его эпоха славилась утонченной роскошью. И вдруг столь аскетический жанр? Ведь для классического силуэта нужны лишь ножницы и два листа бумаги - черная для вырезания силуэта и белая для фона.
Изобретение силуэта связано с именем генерального контролера финансов Франции Этьена де Силуэтта (1709-1767). Назначенный на этот пост в 1757 году, он получил в ведение совершенно расстроенную казну. Рассточительство Людовика XV и его фавориток маркизы Помпадур и графини Дюбарри не знало границ. Перед новым министром стояла нелегкая задача: надо было прежде всего сократить расходы двора. Но как? Силуэтт думал не долго и нашел выход в первый же день правления.
Одним росчерком пера он сэкономил казне 72 миллиона франков, сократив штаты и урезав жалованье всем до единого. Такие меры непопулярны во все времена. Новоиспеченный контролер восстановил против себя всех придворных и спустя восемь месяцев вынужден был покинуть свой пост. Казалось, еще один высокопоставленный чиновник навсегда канул в Лету с исторической арены.
Однако судьбе было угодно обессмертить неудачливого сановника и сохранить его имя в истории. Но не в истории политической, а в истории искусства. Говорят, на Силуэтта была сделана карикатура в виде теневого профиля. Потом появились и другие портреты в профиль, вырезанные из черной бумаги; по причине их дешевизны и получили наименование "a la Silhouette". Так в середине XVIII века во Франции обрело новую жизнь искусство силуэта.
По другой версии, Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а ... тенями. Тенями? Да, тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. На светлом фоне отчетливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде "музей теней".
Так или иначе - термин "силуэт" восходит к фамилии француза, жившего в XVIII веке. Как это не раз случалось, фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение экс-министра быстро подхватили современники, увековечивив тем самым инициатора этого начинания. Мог ли предположить незадачливый французский министр финансов Этьен Силуэтт, что его любительские штудии выльются в одно из заметных явлений в культуре и изобразительном искусстве многих стран?