Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Приятнейшая тень
Обложка
Оглавление
К читателю
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Коллекционеры силуэта в России
Послесловие
Примечания
Казимир Малевич
Статья А.П.Дьяченко
Торжествующая двумерность


Наш блог

Предыдущая страница

Умер ли силуэт?

Жив ли силуэт сегодня? Жив, но чаще за счет обращения к классическим образцам прошлого.

К сожалению, мы мало представляет себе подлинный силуэт: воспроизведения не дают адекватного представления о подлинниках. Простота воспроизведения силуэта (подумашь, один единственный, да и тот черный цвет!) очень коварна и обманчива.

Большинство силуэтов при воспроизведении в печатном виде многократно уменьшаются, теряя при этом огромное количество важных деталей, "смазываются" целые элементы композиции, сливаясь в бесформенные поистине "черные места". При типографском воспроизведении почти никогда не указываются размеры оригинала, то есть даже мысленно невозможно представить себе размеры подлинника, возможную степень его обработки рукой мастера. Между тем силуэтное изображение (особенно портрет) чрезвычайно много теряют при многократном (в 4-5 раз) уменьшении. При этом каждый некогда глубоко своеобычный профиль неизбежно теряя при масштабировании деталь за деталью, постепенно становится тенью не конкретного человека, а безликого манекена.

Редко прибегают к точному воспроизведению цветовых деталей силуэтных композиций: иногда мастер тонировал фон или отдельные детали второго плана. Наконец, никакая, даже самая превосходная печать (в России вообще редкость) не позволяет передать очарование классического "резаного силуэта", сверкающего на ослепительно белом фоне прихотливой пестрой поверхностью, а при ближайшем рассмотрении - и гранью черной плоскости. Еле уловимая толщина черной бумаги - тела силуэта - придает несравненную прелесть любому силуэтному изображению, выгодно отличая его от самых технически совершенных воспроизведений в печати. Тем более не возможно передать красоту и очарование силуэтного изображения с экрана телевизора, видеомагнитофона, киноэкрана.

Лучше всего знакомиться с силуэтным искусством "без посредников", К сожалению, в экспозициях художественных музеев силуэту явно неуютно: там его "подавляют" и своими изобразительными возможностями, и размерами, и числом живопись, графика, скульптура. Специальные выставки силуэта - явление чрезвычайно редкое. А может быть стоило бы создать специализированный Музей силуэта (или Музей теней)? Разделы этой книги могли бы, как нам кажется, составить будущую кайму такого оригинального музея.

Когда-то Нина Яковлевна Симонович-Ефимова прочитала доклад в Клубе художников. В нем она говорила: "Сейчас искусство силуэта - не живое искусство. Оно не живет, как другие отрасли изобразительного искусства. Оно беспризорно.

Вина в этом предыдущей эпохи; был предрассудок, что силуэт слащав, а он суров и, по существу, отвечает современности. В XVIII веке было к нему живое отношение - он был поддержан бытовой необходимостью: силуэт был документом. В XIX веке - силуэт уже не "серьезное" искусство, его погубила самая красивость способа. Считали - "а! все сойдет". Тогда силуэт умирал, умер. Но он будет жить"34.

Сказаны были эти слова в 1932 г. Последняя фраза, представляется нам, выглядит пророческой.

...Ведь и сегодня, на исходе XX в., можно не без успеха обратиться к полузабытой технике силуэта "осьмнадцатого столетия". Во всяком случае, орыт авторов этой книги убеждает в этом. Завершим наше повествование об истории художественной тени в России двумя портретными группами. На одной - семейство Апраксиных (1782-1783 гг.) (рис. 130, 131, 132, 133), на другой - семья авторов этого очерка (1995 г.) (рис. 134, 135, 136, 137).

Взгляните на старинную гравюру из книги И.Лафатера "Эссе о физиогномике", опубликованную в 1783 г. в Париже. Таким же точно способом, заменив лишь свечу настольной лампой, а ширму с экраном - стеклянной дверью (такие двери нередко делают в современных квартирах), исполнили мы портреты своего семейства. И продолжаем делать силуэты своих современников - родственников, друзей, знакомых. Мы понимаем, откуда так много неизвестных художников-силуэтистов в конце XVIII - первой половине XIX столетий. "Поймать" тень, затаив дыхание, мгновенно обвести контур, потом перенести на черную бумагу, вырезать, наклеить на белый фон, подобрать рамку, повесить на стену. Сколько удовольствия и радости доставляет сам этот процесс!

...Хочется верить, что силуэт будет процветать в России и в XXI веке. Ведь как заметил Николай Михайлович Карамзин, тень жива, пока жив сам предмет.

Следующая страница

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.