Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Приятнейшая тень
Обложка
Оглавление
К читателю
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Коллекционеры силуэта в России
Послесловие
Примечания
Казимир Малевич
Статья А.П.Дьяченко
Торжествующая двумерность


Наш блог

А.П. Дьяченко

ОТ ЧЕРНЫХ СИЛУЭТОВ - К КРАСНЫМ

(к 125-летию со дня рождения Казимира Малевича)

В июне 2002 года в экспозиции Государственного Эрмитажа появилась картина Казимира Малевича "Черный квадрат". Полотно прошло научную экспертизу, признано подлинным и все более прочно интегрируется в современную культуру. А 24 июня 2002 года на стене дома на Исаакиевской площади, в котором жил Малевич, появилась мемориальная доска cо знаменитым "Черным квадратом"...

125-летний юбилей Малевича был уже отмечен, когда внесли уточнения в дату рождения художника и оказалось, что стодвадцатипятилетие приходится на 2004 год. Многие поклонники художника готовы праздновать еще один юбилей. Интерес к творчеству знаменитого авангардиста возник, конечно же, не сегодня и не вчера. Его любит далеко не каждый петербуржец. Хотя как часто посетители музеев и выставок, в том числе гости из Польши говорят, что некая особая магия работ Малевича буквально гипнотизирует их. О живописи в таких выражениях высказываются редко, поэтому можно сказать, что сегодня творчество живописца считают не только художественным, но и психологическим феноменом.

Магия Малевича во многом обусловлена господством простых геометрических форм, являющихся силуэтами каких-то гигантских объектов. Одни видят в этих построениях силуэты планет, другие прочитывают композиции Малевича как эксперименты в области "чистой формы".

Прошедшая еще в 2000 году в Русском Музее выставка работ К.С. Малевича наглядно доказала, что вокруг имени этого выдающегося художника продолжается оживленная дискуссия, которая завершится не скоро. Разнообразие мнений о творчестве художника, противоречивые оценки его произведений, огромный интерес к его идеям во всем мире дают повод для серьезного разговора о влиянии искусства Малевича на современную силуэтную графику. К тому же загадки и тайны, окружающие наследие художника придают изучению его наследия особую остроту.

Несмотря на то, что Малевич не был художником-силуэтистом в прямом смысле этого слова, его изображения геометрических фигур являются конструктивистскими силуэтами, наделенными сложным и многозначным смыслом. Об этих таинственных геометрических построениях еще долго будут спорить любители изобразительного искусства.

Имя Казимира Севериновича Малевича тесно связано с понятием "супрематизм" - направлением в изобразительном искусстве, предполагающем изображение форм в виде простых геометрических фигур. В духе Малевича оформлены интерьеры зданий, обложки книг, тара и упаковка некоторых товаров и даже игральные карты

Получив художественное образование в Москве, художник жил и работал в Петрограде - Ленинграде, но никогда не был на виду, увлеченно и самоотверженно работая. Не так-то легко описать места Петербурга - Петрограда - Ленинграда, в которых чаще всего бывал художник. Новый виток интереса к Малевичу пока еще носит не краеведческий (поиски адресов, любимых мест) а скорее философский характер. Впрочем, уровень современных дискуссий еще предстоит оценить. Ведь совсем недавно любителям искусства казалось, что многие вопросы, связанные с творчеством художника, решены, неизвестных работ почти не осталось и тайны творческой лаборатории Малевича едва ли не полностью раскрыты. Но обнаружение новой версии "Черного квадрата" привело к новому витку бума Малевича. Даже сам факт научной экспертизы картины "Черный квадрат" вызвал к жизни такие горячие споры о творчестве художника, что стало ясно: нерешенных вопросов еще очень много.

В дебатах о художнике огромную роль играют дискуссии о знаменитом "Черном квадрате" (1913 г.). О нем высказываются разные точки зрения. Чаще всего представители обыденного сознания говорят, что для создания такого произведения совсем не нужно никаких художественных умений. Есть мнение, что это полотно является не познанным до конца чудесным прорывом в бездну, в бесконечность и в четвертое измерение. Говорят также, что сама картина способна каким-то чудодейственным образом провоцировать споры, вызывать к жизни жаркие дискуссии. Уж не значит ли это, что любая репродукция "Черного квадрата" может неким биоэнергетическим образом воздействовать на наши умы и души?

Живопись способна по-разному воздействовать на чувства человека. Но хорошо, когда эти эмоции описаны правдиво и искренне. А ведь противники Малевича не раз прибегали к провокациям. Есть даже недобросовестные люди, которые приписывают образу Малевича нечто такое, что никогда не было на самом деле ему свойственно. Они, например, убеждены в том, что сама могила художника способна генерировать некую особенную энергию, не говоря уже о репродукциях его работ, излучающих некий особенный свет.

Ответы на все вопросы, связанные с творчеством Малевича, конечно же должны быть и будут даны. Большая роль принадлежит ученым-искусствоведам, которые тщательно и скрупулезно изучают рукописи и письма Малевича, работы его учеников. Уже сегодня ясно одно: супрематизм был новым видением мира, своего рода прорывом в особенное - космическое сознание. Получается, что Вселенная может представать как бездонный колодец слепящего света и геометрические фигуры становятся своего рода "дорожными знаками" на пути в космическую бесконечность.

Ученые внимательно вчитываются в черные геометрические силуэты, расшифровывают эти знаки, словно древние письмена и постепенно конструируют ход творческого процесса художника. Так рождаются новые интерпретации стиля художника. Выпуск новых книг и статей глубоко закономерен. Ведь К. Малевич может по праву быть назван легендарной фигурой столетия. Он стал героем множества публикаций, к тому же постоянно изучается и становится всеобщим достоянием его разнообразное литературное наследие. Существуют школы - художественные объединения и кружки творцов-единомышленников, имеющие в основе принципы супрематистской доктрины Малевича.

Но не только интерпретация картин и литературных текстов Малевича ставит в тупик его биографов. Есть и другие нерешенные вопросы. Множество тайн связано с пока не найденными и вообще неизвестными работами Малевича, относительно которых есть предположения, что они существуют. Несколько лет назад был найден один из вариантов всемирно известного "Черного квадрата".

Однако некоторые противники эстетики Малевича, похоже, даже рады, что работы художника утрачены. Чего только не говорили и не писали в последние годы о картине "Черный квадрат". Это, мол, и сатанинская картина, и основание иудейского храма, и отражение полной бездуховности большевизма, и живописное воплощение той пропасти, в которую ввергает Россию коммунистический строй. Не остались в стороне даже детские и молодежные журналы, которые не преминули пренебрежительно высказаться о супрематизме.

И как могло случиться так, что при этом обошли внимание связь художника с традицией силуэтного искусства? Ведь конструктивистские гармонии Малевича вдохновляли несколько поколений мастеров черно-белой графики?

А вот в биографии художника нет ничего экстраординарного. Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году на Киевщине в польской семье. С разу же отметим, что его пристрастие к лаконичным черным геометрическим формам могло проистекать из раннего знакомства с польскими народными силуэтами, о которых он мог слышать в семье.

Будущий великий авангардист не сразу стал художником.Он учился в сельскохозяйственном училище, но рано проявил интерес к рисованию. Интересно, что в юном возрасте он прошел через период увлечения И.Репиным и И.Шишкиным. Он вполне профессионально работал в области реалистической живописи, а во время Первой мировой войны создавал блестящие агитационные карикатуры. Но художник рано пришел к выводу о том, что в реализме все уже создано и надо идти дальше.

Необходимость монтажного, конструируемого художником искусства (отсюда и само слово конструктивизм) буквально витала в воздухе. Сама эпоха, насыщенная техническими, а после 1917 года и политическими преобразованиями властно диктовала появление нового отношения к прекрасному. Авангардисты воспевали скорость, быстрое движение. Железнодорожный и вообще транспортный бум заставлял взглянуть на мир из окна вагона или автомобиля. Еще один бум - авиационный - привел к необходимости взглянуть на землю с небес, увидеть внизу темно-лиловый или светло-серый силуэт летящей стальной птицы...

Однако не следует забывать, что в жизни Малевича был еще и ранний период увлечения символизмом и модерном. В юности он был поклонником творчества Обри Бердслея и создал несколько интересных графических работ, в которых чувствуется влияние силуэтной графики модерна. Это картина "Свадьба" и бело-зеленые композиции на темы летнего отдыха. Трактовка взаимоотношения "фигура и фон" как некоего контрастного построения сближает символистское творчество Малевича с силуэтной графикой.

Но вернемся к эпохе футуризма и конструктивизма с их обобщенными геометрическими силуэтами. Именно красота скорости, упоение быстрым движением и подсказали художникам идею упрощения предметов, геометризации форм и силуэтной трактовки объема изображаемых вещей. Но раннее увлечение черно-белыми контрастами Бердслея постепенно ушло на задний план. Малевича всерьез увлекло искусство авангарда. Приехав в Петроград, он воспринял идеалы авангардистского революционного искусства и сам создал уникальную и неповторимую эстетику. Композиции из геометрических фигур строились на основе особого музыкального ритма. Традиционные геометрические фигуры, помещенные на контрастном фоне, превращались в таинственные иероглифы.

Молодые художники тянулись к этому живописному языку, хотели стать творцами нового мира. Живя в Петрограде - Ленинграде, Малевич создал свою самостоятельную школу. Она основывалась не на методах копирования окружающей жизни реалистическими средствами, а на принципах художественного конструирования совершенно нового мира, который словно находится рядом с привычным. Выражаясь современной терминологией, Малевич создал параллельный мир. Но не в том смысле, как его трактуют мастера научной фантастики. Мир супрематистских построений - это особая символика многомерного пространства, бесконечно простирающегося во всех направлениях Космоса. И поэтому силуэтные изображения в творчестве Малевича глубоко закономерны. Это промежуточная стадия формы, еще не обретшей своих контуров и цветового насыщения. У зрителя возникает убеждение. Что чистая форма - это всегда черный силуэт.

Сегодня противники художника ведут себя смело, раскованно, не жалеют громких слов. Обвинения растут как грибы. А ведь в двадцатые и тридцатые годы Малевича не предавали анафеме. Видимо, те преобразования, которые шли у нас довольно широко, были узнаваемы в работах мастера и эти работы все же не провоцировали агрессивного сопротивления. Создатель "Черного квадрата" всегда вызывал у людей глубокое почтение. В зрелые годы он походил скорее на основателя новой религии, чем на художника-педагога. Он требовал от учеников беспрекословного подчинения принципам супрематизма, но это щедро окупалось тем поистине безграничным идейным багажом, который приобретали ученики знаменитого живописца. Они не копировали действительность, а творили новую реальность. Ученики художника познавали в его мастерской не только законы живописи, но и мудрость жизни, философию бытия. В разные периоды истории многие иностранные гости Петербурга (а в прошлом - Ленинграда), сойдя с трапа самолета, сразу же просили гидов отвезти их в ГИНХУК (созданный Малевичем Государственный Институт Художественной Культуры) и очень удивлялись, узнав, что этой школы давно уже нет.

В 1935 году Казимира Севериновича не стало. Художник готовился к смерти, написал завещание и сам спроектировал себе особый -- супрематический гроб сложной геометрической формы. В этом особенном гробу тело художника было перевезено из Ленинграда в Москву. Перед отправкой с Московского вокзала гроб пронесли по Невскому проспекту в сопровождении большого числа людей. Город на Неве провожал в последний путь великого художника. Но какими торжественными ни казались прохожим эти действительно пышные похороны, ради которых закрыли движение по главным улицам, впереди все же были годы незаслуженного забвения.

Малевича не вспоминали даже в связи с юбилеями Октябрьской революции (а ведь он был революционным художником). Накануне 50-летия Октября цензура начала следить за тем, чтобы в альбомах по изобразительному искусству было поменьше черных силуэтов (намек на скорбную долю России) и поменьше абстрактных работ.

Лишь в начале восьмидесятых барьеры непонимания было решено каким-то образом начать преодолевать. И тут вокруг имени Малевича начались странные виражи судьбы. В 1980 году отмечалось 45-летие со дня смерти художника. В разных странах мира появилось много книг и статей на разных языках, причем среди авторов и редакторов было немало поляков, мечтавших напечатать правду о Малевиче. Надвигалось своеобразное возрождение Малевича, хотя многие тогда еще не осознавали этого. Лишь потом, в исторической перспективе выявилась одна странная вещь. На процесс восстановления могилы художника могла повлиять… Олимпиада-80. Не секрет, что многие зарубежные поклонники русского авангарда попытались использовать Олимпиаду для того, чтобы получше познакомиться с русским авангардом, побывать в местах, связанных с именами М.Шагала, К.Малевича и В.Кандинского. Была также и надежда узнать что-нибудь на месте из устных бесед с москвичами и ленинградцами. Западных любителей искусства категорически не устраивали наши книги о культуре ХХ века, из макетов которых цензура удаляла даже вполне реалистичные черные силуэты. Повторим, что траур вообще не рекомендовалось связывать с победоносной и бравурной революцией.

От гостей будущей Олимпиады-80 можно было ожидать разное… Началась негласная подготовка к этим событиям. К 1980 году труды Малевича были уже переведены на большинство европейских языков, а в нескольких странах мира прошли выставки работ художника. Если устроители выставок присылали в СССР каталоги, то почтовая цензура нещадно изымала эти издания. Скандалов в олимпийские дни не было. Гости Москвы побывали на могиле Малевича и сфотографировали здание бывшего ГИНХУКа в Ленинграде во время визита в город на Неве.

Олтметим, что одной из самых удачных силуэтных работ Малевича является гуашь "Дети", созданная в 1908 году и подаренная коллекционеру П.Д.Эттингеру. Здесь художник использует белый и красный силуэты на зеленом фоне и добивается очень сильного эффекта. Работа, имеющая квадратную форму, хранится в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.

Итак. Малевич имеет самое прямое отношение к искусству силуэта. К счастью, сегодня для широкого знакомства с творчеством художника не нужны никакие косвенные обстоятельства или надуманные предлоги для посещения России вроде всеобщих празднеств или спортивных игр. С конца восьмидесятых в нашей стране проходят выставки работ К.Малевича. У потомков появилась надежда вернуть в Россию полотна, отправленные некогда на зарубежные выставки и не возвращенные в СССР. И вот теперь уже несколько лет как картина "Черный квадрат" заняла свое место в Эрмитаже. Она помещена в отдельный зал, и каждый может прийти на свидание с этим многострадальным произведением. А для любителей черно-белой графики и искусства силуэта геометрические построения Малевича - это прежде всего тени других планет и других миров. Творчество художника многозначно и таинственно, поэтому и встреча с его необычными силуэтами обещает быть интересной.

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.