Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Друзья
Нотгельды

Фестиваль "Приятнейшая тень"

Китайский силуэт в Одессе

Современная литовская народная вырезка из бумаги в Москве


Семинар "Белое на чёрном" (Москва)

Ф.Сидо

Иоганн Антинг

Федор Толстой

Елизавета Кругликова

Елизавета Бём

Георгий Нарбут

Серебряный век

Силуэт после революции

Силуэтные экслибрисы

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина

Остальные


От чёрных силуэтов - к красным КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА (А.Дьяченко)

О музее

Симпозиум

Пресс-релиз: 2-й симпозиум 19-21 сентября 2008

Семинар «Черное на белом»

Русский силуэт / Музей / Китайский силуэт в Одессе

21 марта — 21 апреля 2007 г.

Выставка «Китайская вырезка из бумаги»
                                   из собрания Харьковского художественного музея.

 

                  Одесский Дом-музей им. Н.К.Рериха и Харьковский художественный музей приглашают на открытие выставки «Китайская вырезка из бумаги» из собрания Харьковского художественного музея. Художественная вырезка из бумаги – один из наиболее популярных видов народного творчества в Китае, а обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. На выставке представлены вырезки из различных провинций Китая — Хэбэй, Цинян, Шаньдун, Чжецзян и Нанкин.

 

 
 

 





 








 КИТАЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРЕЗКА ИЗ БУМАГИ
(из коллекции Харьковского художественного музея)

Выставка открывается в год 225-летия искусства силуэта в России. В 1782 г. в Петербург прибыл из Европы художник ножниц Ф.Сидо. Ему посчастливилось получить аудиенцию Екатерины II и сделать ее теневой портрет. Вслед за этим художник выполнил еще около 200 портретов членов императорского двора. Так появился силуэт в искусстве российской империи. В своем развитии он опирался на традиции художественного вырезания из бумаги, как Востока, так и Запада.

Самые древние традиции искусства силуэтного вырезания принадлежат китайской цивилизации. И этому не приходится удивляться, так как родина материала этого искусства – бумага – Китай. Исследователи полагают, что вместе с появлением бумаги и родилось удивительное искусство силуэтного вырезания, которое завоевало весь мир и которое сохраняется до нашего времени на всех континентах земного шара. Красота китайских вырезок покоряет. Технические приемы вырезания китайских мастеров отшлифованы веками, отсюда – ювелирность и безупречность исполнения, четкость и отточенность линий. Своеобразие китайской бумажной вырезки объясняется не только древностью этого искусства, но и непрерывающейся преемственностью традиций. На выставке из собрания Харьковского художественного музея представлены работы, выполненные преимущественно в 1956 г., но можно не сомневаться, что и сто лет тому назад, и двести вырезались подобные узоры. Художественная вырезка из бумаги на протяжении многих веков остается одним из наиболее популярных видов народного творчества в Китае.

Длительная история существования и развития искусства вырезания из бумаги в Китае обусловила формирование нескольких четко выраженных направлений. Это чуан-хуа или «оконные узоры», си-хуа или праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и т.д. На выставке представлено большинство из названных направлений.

Самое распространенное направление – «оконные узоры». Накануне праздника Весны – китайского Нового года – женщины наклеивают бумажные вырезки на окна. Ночью они превращали окно в силуэтную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. Ещё до появления вырезок подобные изображения у китайцев играли, может быть, роль оберегов – заступников и защитников человека, домашнего очага. Существует предположение, что происхождение вырезок связано с ткачеством.

Старинные письменные источники упоминают лишь имена авторов и описания вырезок, которые относятся к Танскому и Сунскому времени, т.е. к VII и XII векам, но предполагается, что этот вид народного творчества мог иметь начало со времён эпохи Хань, т.е. с 206–220 гг. В одном из средневековых трактатов написано: «В бывшей столице на улицах сидели люди, которые тонко и красиво вырезали оконные цветы…». Бумажные вырезки необыкновенно разнообразны, но все они имеют своеобразный присущий только этому виду искусства единый стиль. «Оконные цветы» не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке. Этим объясняется некоторая условность изображения, масштабные нарушения.

Вырезки изготавливают таким образом – мастер рисует или переносит с трафарета изображение на цветную бумагу, прикрепивши ее по углам, и вырезает ножом или ножницами. После этого вырезки покрывают краской особого вида. Многоцветные вырезки раскрашивают от руки – сначала светлой краской, потом тёмной. Вырезки одного комплекса или серии раскрашиваются одним цветом.

Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг другу долгой жизни, радости и счастья. При этом дарили изображения трёх, пяти или восьми «счастливых примет», чаще всего пион как символ богатства, арбуз – символ долголетия, уточки – семейного счастья, рыбки – успеха в обучении и работе.На выставке представлены работы из пяти провинций Китая – Хэбэй, Цинян, Шаньдун, Чжецзян и Нанкин. Произведения из разных провинций имеют свои особенности.

Вырезки провинции Хэбэй отличаются высоким мастерством и являются наилучшими в этом виде китайского народного творчества. Они своеобразны по изготовлению – исполняются с помощью бритвы. В экспозиции представлены две серии работ. Тема первой серии – персонажи классических опер, второй – цветы и птицы. Вырезки провинции Цинян близки по композиции и колориту к изделиям провинции Хэбэй.

«Оконные цветы» провинции Шаньдун созданы сельскими и городскими мастерицами. В этой провинции существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы. Вырезкам, изготовленным горожанками, присущи изысканность и утончённость в исполнении. Для сельских бумажных узоров характерна композиционная простота и образная выразительность.

Работы из провинции Чжецзян отличает разнообразие форм и декоративность. Чжецзянские вырезки используются как украшения для бумажных фонариков и подарков, а некоторые из них служат узорами для вышивки.

Бумажные вырезки из провинции Нанкин предназначены для праздничного оформления зала, поэтому в этих композициях особенно подчеркнута радостное и веселое настроение.

Представленная на выставке коллекция бумажных силуэтных вырезок оказалась в Харьковском музее несколько случайно. В период, когда Советский Союз и Китай были особенно сердечны в государственных взаимоотношениях, именно в Харькове в 1956 г. прошла выставка китайского искусства. Произведения силуэтного искусства с этой выставки и попали в фонд художественного музея. Но до недавнего времени, до 1996 г., в этом городе находилась одна из самых крупных не только в стране, но и мире коллекция силуэтных вырезок. Она включала более 4 тыс. работ мастеров из различных стран. Владельцем этой коллекции был Алексей Максимович Петриченко (1911–1996), ученый-литейщик, доктор технических наук, академик Транспортной академии Украины, заслуженный деятель наук Украины. Интересно отметить, что начало его коллекции было заложено в Китае и первыми в ней были произведения китайских мастеров. Алексей Максимович в 1955 г. был направлен в Китай в качестве научного советника ректора Пекинского института черной металлургии и прожил там несколько лет. Китайская бумажная вырезка сразила его, и он стал поклонником этого удивительного народного искусства. Домой в Харьков он вернулся с большой коллекцией и продолжил здесь собирать художественные вырезки из бумаги. После его смерти наследницей коллекции стала его дочь, которая проживает в городе Домодедово Московской области. Часть коллекции отца она экспонирует в Домодедовском музее. Там развернута единственная в России постоянная экспозиция по искусству силуэта.
                                                                                                                                                                                              Надежда ПОЛУНИНА

 
 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.