Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Урсула Кирхнер

Хуан дель Рио БУМАЖНЫЙ ЦИРК из Аргентины

Хайнц Пфистер

Беатриче Штраубаар

Ганс-Юргенс Глатц

Хайке Кульски

Хайке Кульски: жизнь насекомых

Хайке Кульски: пасхальные яйца

Карин Дикель-Йонаш

Карин Дикель-Йонаш. Знаки Зодиака

Работы Йи

Художники семьи Чжоу из Китая

Дрю Кинг

Галерея Хайки Кульски

Турбурам Сандагдорж из Улан-Батора, Монголия

Турбурам Сандагдорж. Галерея «Бабочки»

Хейке Кульски. Галерея портретов

Луиза Нойперт

Хайке Кульски Scherenschnitt (Papercat) - анимации

Эрнст Опплигер

Бруно Вебер

Русский силуэт / Вернисаж / Нотгельды

НОТГЕЛЬДЫ

В ходе Первой мировой войны в графике Германии появился новый жанр - нотгельды или эрзац банкнота. Есть такие денежные знаки и у российских собирателей банкнот. Нотгельды - не только исторический памятник. Они впитали в себя многие новейшие достижения силуэтной графики и представляют большой интерес для историков силуэтного искусства.

 

Художник-график Вальтер Хеге известен у себя на родине и в мире как автор силуэтов, воспроизведенных на нотгельдах.

Нотгельды - эрзацные деньги - известны в Германии еще с 1914 года, так как вследствие Первой мировой войны в стране возник дефицит банкнот. В это время нельзя было чеканить монету, т.к. серебро и другие металлы, обычно используемые для чекана монет, очень подорожали и стали практически недоступны.

     Еще в ходе войны, в 1917 году городу Наумбургу разрешили печатать свои нотгельды, чтобы хоть как-то покрыть дефицит денежной массы в условиях  острой нехватки металла. Это были обычные банкноты на простой бумаге, которые по истечении определенного срока подлежали обмену. Эти банкноты, сослужив свою службу, затем обменивались на обычные деньги и вследствие этого стали теперь очень редкими. Однако вследствие своих художественных достоинств нотгельды проникли на рынок коллекционных объектов и стали предметом денежного оборота. Изданные в Наумбурге эрзац-деньги, которые магистратура печатала с 1920 года, принадлежат к числу так называемых АВТОРСКИХ ДЕНЕГ, то есть, художественно оформленных банкнот,  имеющих в качестве автора известного мастера графики и сформировавших определенный сектор рынка коллекционных объектов. Те немногочисленные экземпляры нотгельдов, которые осели в альбомах коллекционеров, вместо того, чтобы стать предметом обмена на действующую валюту, были призваны приносить прибыли. Поэтому Магистрат изначально поручил проектирование и изготовление эрзац-денег опытным художникам и печатникам.  

Заказ на изготовление нотгельдов был размещен у опытной в вопросах печати банкнот фирмы "Бух- унд Кунстдрукерай Адольф Шварц" (Линденберг, близ Альгоя). Магистратура Наумбурга требовала не только быстрого исполнения заказа и доставки тиража, но и настаивала на том. чтобы банкноты характеризовались сочной и яркой цветовой гаммой, подобно банкнотам из Пасинга (близ Мюнхена), что должно придавать банкнотам большую ценность. По поводу использования силуэтных изображений был задан ряд вопросов, касавшихся того, не приведет ли силуэтный стиль к тому, что у изображаемых людей не будут видны черты лица, к тому же уменьшение рисунка может привести к утрате важных деталей изображения, а вследствие этого вся композиция может стать безжизненной. Однако, сама идея напечатать банкноту в 50 пфеннигов в 5 - 6 вариантах художественного исполнения предполагала реакцию на этот выпуск со стороны коллекционеров и тогда финансовый выигрыш для городского совета казался очевидным.


После того, как на рынке коллекционных объектов спрос на серию банкнот работы Хеге, включающую все 6 вариантов дизайнерского исполнения нотгельда в 50 пфеннигов, к середине 1920 года необычайно возрос (было распродано 4000 серий, причем спрос торговцев-оптовиков также не мог быть удовлетворен, даже в условиях, когда оптовикам при покупке больших партий нотгельдов не предоставлялась скидка), Магистратура через две недели заказал второй тираж - еще 20 000 серий. Это обстоятельство позволило внести в дизайн банкнот некоторые небольшие коррективы. Например, на четырех банкнотах пришлось добавить буквосочетание "Pfg.", которое ранее было опущено. Из-за этой оплошности изготовителя вся серия числилась в каталогах как имеющая опечатки в тексте.

Излюбленная среди коллекционеров следующая серия эрзац-банкнот, выполненная на этот раз одним Хайнцем Шистлем, состоящая из шести банкнот достоинством в 75 пфеннигов и содержащая изображение бывших городских ворот (изготовитель - печатня братьев Паркус), оставила выпуск, напечатанный по эскизам Хеге, далеко позади. Хотя и нотгельды по эскизам Хеге тоже хорошо раскупались.

Оборот нотгельдов на рынке коллекционных материалов был таким большим, что к концу 1921 года в городскую казну поступило
900 000 марок и Магистратура решила
использовать эти деньги для ремонта здания ратуши.

Для коллекционеров нотгельды не стали серьезным капиталовложением. Поскольку эти банкноты хранились у физических лиц в огромных количествах, они остались относительно дешевыми и сегодня.

Для Вальтера Хеге нотгельды были первым серьезным творческим успехом.  Гораздо меньшую известность получили другие силуэты, которые вышли из-под пера Вальтера Хеге. Он создал силуэтные нотгельды по меньшей мере еще для пяти городов Германии. Стилистически его силуэты очень разнородны - диапазон простирается от явно экспрессионистских изображений до юмористических гротескных силуэтов quot;Кведлинбургской серии.

ою
жж


Самую большую серию силуэтных изображений Хеге создал для города Йены, однако в печать этот цикл не пошел. Это пять силуэтов к стихотворению Гете "Лесной царь". Оригинальные силуэты были куплены городом Наумбургом и вплоть до начала войны висели в ратуше.

ж

ж

Тогдашний директор Наумбургского музея Фридрих Хоппе в 1941 году предложил передать силуэты Вальтер Хеге в музей. Благодаря ему эти силуэты и по сей день находится в музее.


(сокращенный перевод с немецкого А.Дьяченко)

http://www.museumnaumburg.de/Default_nix.htm?StGesch/notgeld.htm~mainFrame
www.das-deutsche-notgeld.de/

 

 

 

 

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.