Федор Петрович ТОЛСТОЙ
Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому (1783-1873). скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.
В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович преимущественно работал в жанрах батальных эпизодов и сцен из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.
Его произведения отличаются тонкостью моделировки, гармоничностью композиции, они очень поэтичны. В них воплощены принципы классицизма, они овеяны романтикой. Его мастерство силуэтиста остается и по сей день непревзойденным в своем роде.
Особенностью Толстого-силуэтиста по сравнению с Толстым-скульптором является приверженность к более подробной детализации изображения. Барельефы мастера - это эпос, в то время как его силуэтные произведения - тонкая лирика. При этом в силуэтах присутствует та степень беспощадного отстранения от всего лишнего, несущественного, второстепенного, которая вообще столь свойственна ему как виду изобразительного искусства.
Мастером выполнены многочисленные листы на тему Отечественной войны 1812 г. При этом каждый из них посвящен какому-то вполне реальному событию. Здесь запечатлены сцены боя, воинские колонны, поля сражений. Несколько силуэтных композиций посвящено Наполеону. К одному из них - "Наполеон на поле боя" - художник обращался неоднократно в поисках наиболее выразительного решения.
Наполнена стремительного движения сцена, запечатлевшая идущих в атаку русских солдат. Все внимание сконцентрировано на их фигурах, остальное сведено к минимуму: этот лишь деревянный мостик над рекой и дерево с надломленным от попадания ядра стволом. Однако и этих штрихов вполне достаточно, чтобы ввести зрителя на поле боевых действий.
Обращаясь к хорошо знакомой ему военной тематике, Федор Толстой людил изображать парады войск, где мог эффектно блеснуть своим мастерством сложных многофигурных композиций. Шедевром такого рода можно считать лист "Парад Павловского полка у памятника Суворову".
Сельские виды Федора Толстого притягательны в первую очередь своим настроением. Это отнюдь не протокольные этнографические зарисовки, а скорее вольные фантазии, навеянные авторским видением, или авторским представлением о быте русской деревни. Все его сцены явно не "списаны" с натуры, они сочинены, как сочинены все лирические стихотворения. Если так смотреть на эти листы, то нельзя, по нашему мнению, не получить от их созерцания глубокого удовольствия и наслаждения. Все попытки пересказать "своими словами" поэтическое произведение обречены на неудачу. Точно также обречены на неуспех все попытки дать адекватное зрительному ряду "сельских видов" Толстого словесные описания. Любые наши "сочинения" окажутся много беднее мастерски построенных и выполненных сцен Толстого.
Пожалуй, многофигурные композиции Толстого тяготеют к театральному действу. Они очень органично вписались бы в пространство сцены. Теневой театр в первой половине XIX в. не был редкостью. Быть может именно он подсказал художнику свою поэтику?
Непросто сложилась жизнь толстовских силуэтов. Их, правда, не забыли, как это случилось с большинством композиций Елизаветы Бем, но, воспроиводя в книгах и альбомах, неизменно прибегают к уменьшению оригиналов. Стоит хотя бы в два раза увеличить привычные "книжные" сюжеты Толстого, и они начинают жить совершенно иной жизнью, существенно приближая нас к первоначальному замыслу художника, заметно помогают понять истинный смысл и обаяние его "черного искусства". Извлеченный из "задавившей" его книги, покойно распластанный на широком белом поле, любой из толстовских силуэтов магически превращается во вполне самостоятельное законченное и очень выразительное графическое произведение.
Н.М.Полунина, А.И.Фролов. Приятнейшая тень. М., 1997.
|