Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Приятнейшая тень
Обложка
Оглавление
К читателю
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Коллекционеры силуэта в России
Послесловие
Примечания
Казимир Малевич
Статья А.П.Дьяченко
Торжествующая двумерность


Наш блог

Предыдущая страница

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВЕК "ОСЬМНАДЦАТЫЙ"

Находка герцога Мекленбург-Стелицкого. - Двор Екатерины II. - Силуэтист Сидо. - Встреча Антинга с бароном Мюнхаузеном. - Адъютант Суворова. - Императирица с семейством в Царском Селе. - Портреты членов Петербургской Академии наук. - Любители-силуэтисты.

Солнечным майским утром 1895 г. герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стелицкий разбирал в Петербурге библиотеку, перешедшую ему по наследству от скончавшегося Великого Князя Михаила Павловича. Среди книг он обнаружил два тома, в желтых кожаных переплетах XVIII столетия. На корешках золотом было вытеснено по-французски "Силуэты. Том I", "Силуэты. Том II". Находка ошеломила нового владельца. В этих томах было собрано почти двести портретов екатерининской эпохи. Сама императрица и ее ближайшее окружение - вельможи, сановники, адьютанты, камергеры, статс-дамы, фрейлины, дипломаты, артисты, музыканты, академики, меценаты, военачальники, фавориты, как живые тени вставали с пожелтевших страниц старинных альбомов. Все профили были как живые, даром что давно ушел в прошлое век Екатерины.

Георгий Георгиевич предпринял издание этой уникальной галереи "теней". В 1899 г. в Петербурге вышел в свет двухтомник "Двор Императрицы Екатерины II, ея сотрудники и приближенные. 189 силуэтов", сразу же ставший библиографической редкостью.

Именно по этой книге мы можем судить о творчестве первого мастера силуэтного искусства в России художника Сидо. Он приехал из Франции уже профессиональным "художником ножниц". Таким образом, не только жанр силуэта пришел в Россию из Франции, но и первый силуэтист-профессионал. Сидо стал родоначальником русского силуэтного искусства. Увы, творчество его совершенно забыто в отечественном искусствознании. Даже имя его неизвестно, в известных нам публикациях указаны только инициалы - Ф.Г. В Петербурге он пробыл недолго. Но за эти годы выполнил массу силуэтных изображений.

Все силуэты Ф.Сидо выполнял с натуры. В числе первых им был выполнен портрет русской императрицы Екатерины II. Под силуэтом он сделал собственноручную надпись: "Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской". Приближенные Екатерины тоже пожелали иметь свои "тени" работы прославленного французского мастера. Сидо почти без отдыха прорабатал в Петербурге в 1782-1784 годах.

В течение двух лет Сидо выполнил силуэтные портеты не просто отдельных лиц, но всего двора Екатерины II. Прежде всего на белоснежные листы легли профили императорского семейства: сына и цесаревича-наследника Екатерины II Павла Петровича, его жены Марии Федоровны и их детей - Константина и Александра.

Затем последовали старые слуги императрицы, благодаря которым она когда-то поднялась на российский трон - граф Алексей Григорьевич Орлов, граф Никита Иванович Панин, вице-канцлер Иван Андреевич Остерман, барон Карл Карлович Унгерн, Иван Иванович Бецкий.

В этой портретной галерее мы находим и генерал-адъютантов - Григория Александровича Потемкина, Григория Григорьевича Орлова, Николая Васильеича Репнина, Кирилла Григорьевича Разумовсий. И флигель-адъютантов - Сергея Александровича Меншикова, Сергея Николаевича Салтыкова, Александра Федоровича Уварова. За ними следуют чуть ли не в полном составе обер-шталмейстеры, шталмайстеры, обер-камергеры, обер-егермейстеры, обер-церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры. И все они выведены художником всесте с супругами, а некоторые и с детьми.

Среди изображенных - один из последних фаворитов Екатерины II Александр Дмитриевич Ланской.

Далее идут портреты дамского придворного круга - обер-гофмейстерины, статс-дамы, фрейлины.

В числе изображенных оказались 18 членов дипломатического корпуса.

Среди представителей науки, искусства, литературы екатерининской эпохи мы видим академиков Якоба Штелина и Леонарда Эйлера, архитектора Юрия Фельтена, драматурга Дениса Фонфизина и его жену, мецената и коллекционера Николая Петровича Румянцева.

Завершают галерею портреты артистов придворной труппы.

Особого внимание заслуживает портрет Петра Кирилловича Разумовского. Врядли мы могли любоваться всей этой галереей, когда бы не его страсть к собирательству силуэтов. Именно он собрал воедино изображения многих своих современников работы Сидо.

С легкой руки Сидо нам оставлена целая силуэтная галерея екатерининского времени. Все силуэты выполнены в ясной легкой манере. Чаще всего это погрудный портрет, фигуры в рост встречаются лишь в виде исключения. Из ряда вон выходящей в этой галерее выглядит конная фигура Фридриха Великого: прямо-таки не тонкий бумажный лист, а монументальный памятник.

Вспомним эпиграмму М.В.Милонова "К портрету Фридриха II":

Сей смертный помрачил сияние короны,
Ум, лучший дар творца, во зло употребил;
Ему дивилися - и гибли миллионы;
Он добродетель пел - и бич Европы был;
Поступками тиран, философ размышленьем,
Величие снискал единым преступленьем;
Им свет опустошась, его боготворил 4.

[1819]

Итак, только погрудные портреты. И только профильные изображения. Может быть поэтому все внимание и художника, и нас, благодарных зрителей, сосредоточено на очертании лиц? Каждое - особенное, неповторимое, как сам человек, его характер, взгляды, вкусы, привычки. И все изображенные - люди своего времени. Даже в лапидарных средствах силуэта отражены точные приметы времени: детали платья, костюма, украшений. А какое разнообразие дамских причесок! Тут запечатлен, пожалуй, весь возможный арсенал парикмахерского мастерства восьмидесятых годов XVIII столетия. Редко где еще встретишь такой парад причесок.

Нельзя допустить, чтобы дамы высшего света, отправляясь на сеанс к знаменитому Сидо, не позаботились бы особенно тщательно о своей внешности и о своем платье. Их рассчет оправдался: ведь благодаря Ф.Сидо тени этих женщин уже никогда не исчезнут.

Чтобы придать законченность силуэтному изображению, дополнительно намекнуть на характер изображенного лица, стали использовать гравированные паспарту. Именно в обрамлении гравированных паспарту и дошли на наших дней силуэты Сидо.

Каждому известно, что бывают большие картины в золоченых рамах, а наряду с ними - камерные этюды и даже миниатюры. Особенно часто встречается портретная миниатюра. Мастером силуэтной миниатюры и был, вероятно, Сидо. Во всяком случае, в издании 1899 г. подчеркнуто, что все изображения воспроизведены в размере оригиналов. Точно также приведены они, кстати сказать, и в этой книге.

Все изображенные оставили свой след в эпоху царствовования Екатерины II. О них известно немало, но только это силуэтное собрание дает уникальную возможность "оживить" облик давно сошедших со сцены исторических лиц.

Не успел сидо покинуть гостеприимный Петербург, как в столице объявился новый силуэтист - Иоганн Фридрих Антинг.

Иоганн Фридрих Антинг (1753-1805) был скромным писателем, рисовальщиком-портретистом и силуэтистом. Он больше всего известен в исторической литературе как адъютант и первый биограф великого Александра Васильевича Суворова.

Родился Антинг в немецком городе Готе в семье гарнизонного пастора. Окончив местную гимназию, он поступил на богословский факультет Иенского университета. В 1783 г. он живет снова в своем родном городе. И здесь знакомится с бароном Ф. фон-Мюнхгаузеном. Прототип знаменитого литературного героя так увлек его своими рассказами о службе в русской армии, что Иоганн решил попытать свое счастье в России. В 1784 г. он оказался в Петербурге. Только что Петербург покинул прославленный мастер силуэта Сидо. Интерес к силуэтам еще не остыл в аристократических кругах. И Антинг, знакомый с этим искусством, как бы принимает эстафету у Сидо и мгновенно становится известным и популярным, входит в моду, обеспечивая себе массу заказов. Как и Сидо, он выполняет силуэты Екатерины II, ее семейства, и ее придворных.

Антинг еще в Готе стал собирать автографы знаменитых людей. В Петербурге в альбомы вместе с автографами он стал включать и силуэты знаменитостей. В числе известных людей своего времени были многие российские ученые-академики. Добросовестно запечатлев весь высший свет Петербурга, Антинг, к тому же страстный путешественник, отправляется в странствование по России. С июля 1785 г. по февраль 1786 г. он посетил Москву, Нижний Новгород, Казань, Пензу, Новгород, Астрахань.

В ноябре 1786 г. он приезжает в Петербург, но вскоре возвращается на родину, путешествует по Германии, Австрии, Франции, Англии. Альбомы с автографами и силуэтами замечательных людей эпохи в результате поездки заметно пополнились. В 1790 г. он пробует себя на литературном поприще. Публикует серию писем, в которых нашли отражение наиболее яркие впечатления от путешествий по Европе. Редактор журнала, на страницах которого уведела свет эта публикация, сообщал, что автор намерен совершить новое путешествие в Россию, и познакомить читателя с этой экзотической страной. И действительно, в конце мая 1791 г. Антинг уезжает в Россию, где ему суждено было остаться до последних дней своей жизни.

В этот свой второй приезд в Россию он сделал головокружительную карьеру в русской армии. В 1793 г., путешествуя по России, он в Херсоне познакомился с Александром Васильевичем Суворовым. Они настолько тесно сблизились, что сорокалетний литератор , художник и путешественник поступает по протекции Суворова на русскую службу кадетом. Стремительно поднимаясь по ступеням служебной карьеры, он в апреле 1796 г. в звании полковника становится адъютантом Суворова и его биографом. Трехтомное сочинение Антинга, опубликованное на немецком языке в 1795 г. в Готе, было переведено впоследствии на многие европейские языки. В 1804 г. оно было опубликовано на русском языке - "Жизнь и военные деяния генералиссимуса, князя Италийского, графа Суворова-Рымникского". В этом труде подробно описаны детство, юность и зрелые годы Суворова вплоть до взятия Варшавы. Несмотря не некоторые погрешности, книга Антинга, очевидца многих описываемых событий, имела успех. И Антинг как биограф и адъютант Суворова вошел в историческую литературу.

О силуэтах Антинга позабыли. Вместе с тем, он остался одним из выдающихся художников-силуэтистов XVIII в. "Он, - писал искусствовед Павел Давыдович Эттингер, - обладал настоящим даром прирожденного портретиста, умел улавливать основной тип человеческого лица, подмечать характерные его черты и выразительно их передать ограниченными средствами силуэта"5.

Но особенно выразительны профильные портреты членов Академии наук. Он выполнил портреты К.Фр.Вольфа, И.И.Георги, С.К.Котельникова, Л.Ю.Крафта, А.И.Лекселя, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, С.Я.Румовского, И.Я.Фербера, Н.И.Фукса, Я.Я.Штелина, И.А.Эйлера.

Ему принадлежит также композиция, которая изображала академиков, стоящих вокруг бюста математика Л.Эйлера.

Им выполнены также портреты Екатерины II, Павла Петровича и шести его детей.

Особенно тяготел Антинг к изображению групповых сцен, сложных силуэтных композиций с рядом фигур. В этих сценах проявился его композиционный дар. Среди всех известных нам произведений художника, две композиции, посвященные царской семье, можно отнести к замечательным произведения силуэтного искусства вообще.

Первая из них изображает Екатерину II и семью наследника Павла Петровича в Царскосельском парке. Вторая - Павла Петровича с женой и детьми в парке. Сыновья Павла сажают деревья. Эти сложные многофигурные композиции, помещенные на живописном фоне проникнуты тонким ароматом эпохи, отличаются мягким ритмом линий. Эти работы ставят Антинга в ряд выдающихся мастеров своего времени. Он вывел силуэт за узкие рамки привычного погрудного портрета, показал его богатые изобразительные возможности, смело ввел в классический силуэт элементы живописи.

Известно, что кроме портретов Антинг, выполнял и архитектурные композиции. Ему принадлежит силуэтное изображение дома Пашкова в Москве.

Искусство Сидо и Антинга, как и в случае с самим Силуэттом во Франции, вызвало подражание в аристократических кругах России. Силуэтами увлеклась жена Павла I Мария Федоровна. Она делала силуэты резцом на твердых камнях, рисовала их на стекле.

Фаворит Екатерины II Александр Дмитриевич Ланской так искусно выполнял профили, что одно из его изображений Императрицы чеканили на серебряных рублях 1783 года.

Силуэты с удовольствием вырезала и Екатерина Яковлевна Державина, жена Гаврилы Романовича Державина.

Среди любителей-силуэтистов восемнадцатого столетия находим имя Николая Александровича Кругликова, деда Елизаветы Сергеевны Кругликовой.

Упрошенный силуэт является великолепнейшим декоративным элементом. Не случайно в античности широко использовали силуэт в декоративно-прикладном искусстве. Но в европейском искусства XVIII в. силуэт получил популярность не по причине своей бесспорной декоративности, а вследствие того, что профиль давал возможность точно и быстро передать черты своеобразия человеческого облика. Профиль человека в силуэте чрезвычайно легко узнаваем. Узнаваемость и относительная легкость ее достижения и привели в небывалому распространению силуэта в восемнадцатом веке. Начавшийся девятнадцатый век подхватил силуэтный жанр и он занял прочные позиции в дворянской обществе.

Следующая страница

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.