Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Приятнейшая тень
Обложка
Оглавление
К читателю
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Коллекционеры силуэта в России
Послесловие
Примечания
Казимир Малевич
Статья А.П.Дьяченко
Торжествующая двумерность


Наш блог

Предыдущая страница

Первые мастера-силуэтисты в России - иностранцы: француз Ф.Г.Сидо и немец И.Ф.Антинг (1784-1805). Оба работали в Петербурге в конце XVIII столетия, первый - в 1782-1784 годах, второй - с 1784 по 1805 гг. Они-то и заложили прочные основы силуэтного жанра в отечественном искусстве. Из русских мастеров первыми освоили эту технику скульптор Федот Шубин и миниатюрист Дмитрий Евреинов.

В это время появляются и многочисленные любители силуэта в аристократических кругах. Техника силуэта, не требовавшая специальной художественной подготовки, каких-то особенных материалов, была доступна всем желающим.

В начале XIX в. за ножницы взялся скульптор Федор Толстой. В течении четырех лет он, по-видимому, не выпускал из рук податливой черной бумаги. Именно к 1816-1820 годам относятся его основные работы в этой технике. Примечательно, что портретом он практически не занимался. Предметом его изображения были батальные сцены и "картинки" из жизни.

Особенно популярным силуэтное искусство становится в первой половине столетия. К этому периоду относится более всего портретов работы неизвестных мастеров.

С появлением фотографии силуэт уступает свои позиции. Но во второй половине XIX века художница Елизавета Бём, начав как акварелистка, смело меняет кисточку на ножницы и переходит исключительно на силуэтный жанр, как бы заново воскрешая его. Она, так же как и Толстой, находит в этом жанре собственную, неожиданную для силуэтиста тему. Свои композиции она посвящает детям. Ее "черные" картинки из детской жизни становятся известными не только в России, но и за границей.

Мирискусники на рубеже XIX-XX веков вдохнули в старинное искусство ножниц свежее дыхание. Силуэт предстал в работах Сомова, Добужинского, Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Нарбута. В эти же годы создает серию силуэтов к "Евгению Онегину" Василий Гельмерсен - художник удивительный и широкой публике почти незнакомый. С упоением погружается в мир теней Нина Яковлевна Симонович-Ефимова. Увлекает им Елизавету Кругликову, которая, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько художественного удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своих дней. Ее вдохновением создана почти тысяча портретов. В этой несравненной галерее - тени известнейших поэтов, писателей, художников "серебряного века".

После блестящего взлета силуэта в творчестве Елизаветы Кругликовой он снова, как не раз бывало, уходит с первого плана. Нет, силуэт по-прежнему появляется то в книжной, журнальной графике, то на выставочных стендах и подкрепляется именами признанных мастеров, но не привлекает к себе былого внимания, не находит самозабвенных энтузиастов.

Кто до конца объяснит эти приливы-отливы видов и жанров художественного творчества? Сегодня успех и всеобщий интерес, а назавтра забвение и, наоборот, непризнание сменяется признанием - не из того ли складывается вся история искусств?! Ведь еще кто-то из великих сказал: чувство не делится на разум без остатка. Всегда, во все времена, выказывает свою непостижимость труд художника, и не угадать заранее, где, на какой ветке, вызреет желанный плод искусства. И ничто не пропадает в художественном познании мира, если было когда-то начато. Будем верить: и в новый век в каких-то формах явит себя художество силуэта. Не зря же - так было однажды - далекий наш предок в пещерах Альтамиры или на берегу Онежского озера, как в первый день творения, отделил свет от тени и увидел, что это хорошо.

Следующая страница

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.