Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Приятнейшая тень
Обложка
Оглавление
К читателю
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Коллекционеры силуэта в России
Послесловие
Примечания
Казимир Малевич
Статья А.П.Дьяченко
Торжествующая двумерность


Наш блог

Предыдущая страница

Так что же такое силуэт как область изобразительного искусства? В чем его отличие от гравюры, акварели, живописи?

Силуэт - вид графической техники. Это плоскостное однотонное изображение фигур и предметов, собственно очертание предмета, его абрис. Причем либо темное на светлом, либо (реже) светлое на темном фоне. Силуэты бывают рисованные (тушью или белилами), либо вырезанные из бумаги, картона, ткани, фанеры и накленные на фон. Они образуют сплошное, ограниченное контуром, темное или светлое пятно на контрастном фоне.

Силуэт, по словам искусствоведа А.А.Сидорова, - "торжествующая двухмерность". Предмет, изображенный в силуэтной композиции, приобретает высокую степень обобщения. Отметается все мелкое, дробное, второстепенное, и наоборот, подчеркиваются его отличительные черты, выявляется монументальность всего, чего коснулось это, с первого взгляда, такое простое и незамысловатое художество. Словом, простота силуэта - вещь крайне иллюзорная, кажущаяся. Это простота обычной прямой линии, которую, однако, весьма непросто провести.

Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон. Рисованный силуэт, то есть раскрашенный тушью, никогда не сравнится с резанным. Резанный силуэт, это как вдохновение. Как графический экспромт. В нем сосредоточена энергия мгновенного и безошибочного постижения формы.

Сидоров писал об особенных чертах резанного силуэта: "Специфика техники вырезания ножницами из бумаги лица, фигуры, сцен заключается без сомнения, в том, чтобы сохранить перетекание одной композиционной части рисунка в другую, чтобы достигнуть единства пятна. В этом заключается трудность, но вместе с тем и очарование "настоящего", вырезанного из бумаги силуэта. Силуэт, выполненный пером или кистью, всегда будет иметь нечто свободное, нечто декоративно не связанное с той черной плоскостью, которую мы должны ценить как специфику силуэта. Порою это будет свободная игра точек, порою слишком тонкая линия, которая будет казаться явно прочерченной на бумаге острием пера и которая разорвалась бы немедленно, будучи вырезанной; порою это будет оторванность композиции рисунка от рамы или разъединенность отдельных частей композиции, составленной как бы из нескольких пятен". 2

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия. Иногда художники-силуэтисты вводят дополнительные цвета в свои композиции. Порою раскрашиваются либо отдельные детали, либо - чаще всего в пейзажных композициях - фон. Но в этом случае художник выходит за рамки законов силуэтного искусства. "Торжествующая двухмерность" при таком подходе как бы уступает место живописному решению.

Правда, возможен и иной взгляд на нетрадиционные приемы силуэтного искусства. Сочетание акварели с жестким контуром силуэта в ряде случаев позволяет достичь очень яркого декоративного эффекта. Так силуэт, в чем-то отступая на второй план, позволяет создавать новую художественную реальность, дает возможность обогатить средства художественного выражения. Это еще раз свидетельствует об огромном, если не сказать неисчерпаемом потенциале этого с виду простого и сурового искусства.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Излюбленнейший жанр силуэта во все времена - портрет.

В XVIII в. изобрели нехитрые приспособления для рисования портретных силуэтов. К обычному креслу сбоку на специальных кронштейнах крепили створку ширмы с натянутым на ней чистым листом бумаги. Портретируемый усаживался в кресло, с противоположной стороны рядом с ним в некотором отдалении ставилась на высоком столике свеча. Стоявшему по другую сторону ширмы художнику оставалось лишь повторить карандашом отчетливый темный профиль. На всю процедуру уходили одна-две минуты. Затем оставалось залить контур тушью и силуэтный портрет в натуральную величину был готов. Затем его уменьшали и при необходимости не составляло труда изготовить с него несколько копий на любой бумаге, а порой и на ткани.

Следующая страница

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.