Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Друзья
Нотгельды

Фестиваль "Приятнейшая тень"

Китайский силуэт в Одессе

Современная литовская народная вырезка из бумаги в Москве


Семинар "Белое на чёрном" (Москва)

Ф.Сидо

Иоганн Антинг

Федор Толстой

Елизавета Кругликова

Елизавета Бём

Георгий Нарбут

Серебряный век

Силуэт после революции

Силуэтные экслибрисы

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина

Остальные


От чёрных силуэтов - к красным КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА (А.Дьяченко)

О музее

Симпозиум

Пресс-релиз: 2-й симпозиум 19-21 сентября 2008

Семинар «Черное на белом»

Русский силуэт / Музей / Пресс-релиз: 2-й симпозиум 19-21 сентября 2008

ПРЕСС-РЕЛИЗ

19-21 сентября 2008 г. в Москве в помещении Московской средней школы № 353 им. А.С. Пушкина проводится научный семинар "Художественный замысел и его воплощение средствами вырезания". Семинар является продолжением научной программы по изучению и развитию художественного вырезания из бумаги, выдвинутой на международном симпозиуме "Проблемы изучения, сохранения и использования искусства вырезки", проходившем в г. Домодедово Московской области в 2006 году.

Семинар посвящен вопросам сравнения стилистики и художественных приемов, использующихся в вырезании и в других видах изобразительного искусства, разработке методов искусствоведческого анализа и систематизации видов художественного вырезания, а также рассмотрению новых веяний и идей, находящих воплощение в вырезке, и проблемам обучения вырезанию. В нем примут участие искусствоведы, этнологи, народные мастера вырезки, преподаватели художественных школ из России, Украины, Белоруссии, Литвы.

Среди многочисленных видов народного творчества вырезка из бумаги отличается особенным своеобразием, представляя яркую страницу народного декоративного искусства. Начало появления бумажных вырезок уходит в глубь веков, к моменту изобретения в Китае бумаги. Не удивительно, что и первые резные бумажные украшения тоже появились в Китае примерно в IV-V веках. Там они до сих пор являются популярным видом прикладного искусства и широко используются как праздничные украшения и сувенирные изделия. Вместе с секретами изготовления бумаги искусство вырезания из нее распространяется повсюду, так что во многих странах эта отрасль народного творчества имеет давние традиции. В XIII веке бумажные орнаменты появляются в Персии, а в XV в. через Турцию попадают в Европу, сначала в Венецию, потом в Венгрию. В конце XVI в. в Германии их используют для украшения книжных обложек. С изобретением бумажной мельницы процесс получения бумаги настолько упростился, что она стала доступна любым слоям общества. И бумажные вырезки быстро распространяются во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIXв. в Восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в Новом Свете, в частности, в Мексике.

В разных странах композиционное решение вырезок зависело от их назначения. Для Западной Европы наиболее характерными являются иллюстративно-силуэтные вырезки, так как с самого начала их использовали как картинки-рассказы на бытовые и религиозные темы. В XVIIIв. во Франции появляется силуэт-портрет, ставший элементом дворянской культуры всей Европы, включая Россию. В Восточной Европе (у славян, литовцев, евреев) и по всей территории России, ажурные вырезки имели декоративное назначение.

Однако, пройдя путь от простых узоров до сложнейших силуэтных композиций и богатейших ажурных орнаментов, художественные вырезки все больше привлекают профессиональных художников, использующих выразительные средства и приемы вырезания для воплощения своих идей. При этом усложняется и расширяется тематика произведений, и художественное вырезание, отойдя от чисто утилитарного назначения, становится разновидностью изобразительного искусства. Новое художественное осмысление и качественное решение получили современные вырезки. Это, в первую очередь, касается практического применения эстетики и орнаментики вырезок в разных отраслях творчества, в быту, в полиграфии; расширения сюжетно-тематических композиций; формирования особого типа выставочных произведений высокой художественной ценности.

Мы надеемся, что семинар явится одним из факторов объединения всех любителей, ценителей и специалистов в сфере вырезания для создания Общественного Центра, задачей которого станет пропаганда этого искусства, составление библиографии мастеров-вырезальщиков, организация выставок, семинаров и мастер-классов, поддержание регулярных творческих связей с Союзами режущих художников разных стран.

Оргкомитет симпозиума выражает глубокую признательность за всемерную поддержку и сотрудничество Департаменту культуры г. Москвы, руководству Домодедовского истроико-художественного музея и Московской школы № 353 им.А.С. Пушкина.

Информационную поддержку осуществляет Отдел искусства силуэта музея Народной графики на сайте siluet.org.ru

 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.