Вы находитесь на сайте 'Русский силуэт' English Version Die deutsche Version Русская версия Начальная страница
Галерея Музей Друзья
Урсула Кирхнер

Хуан дель Рио БУМАЖНЫЙ ЦИРК из Аргентины

Хайнц Пфистер

Беатриче Штраубаар

Ганс-Юргенс Глатц

Хайке Кульски

Хайке Кульски: жизнь насекомых

Хайке Кульски: пасхальные яйца

Карин Дикель-Йонаш

Карин Дикель-Йонаш. Знаки Зодиака

Работы Йи

Художники семьи Чжоу из Китая

Дрю Кинг

Галерея Хайки Кульски

Турбурам Сандагдорж из Улан-Батора, Монголия

Турбурам Сандагдорж. Галерея «Бабочки»

Хейке Кульски. Галерея портретов

Луиза Нойперт

Хайке Кульски Scherenschnitt (Papercat) - анимации

Эрнст Опплигер

Бруно Вебер

Русский силуэт / Вернисаж / Китайский силуэт в Одессе

21 марта — 21 апреля 2007 г.

Выставка «Китайская вырезка из бумаги»
                                   из собрания Харьковского художественного музея.

 

                  Одесский Дом-музей им. Н.К.Рериха и Харьковский художественный музей приглашают на открытие выставки «Китайская вырезка из бумаги» из собрания Харьковского художественного музея. Художественная вырезка из бумаги – один из наиболее популярных видов народного творчества в Китае, а обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. На выставке представлены вырезки из различных провинций Китая — Хэбэй, Цинян, Шаньдун, Чжецзян и Нанкин.

 

 
 

 





 








 КИТАЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРЕЗКА ИЗ БУМАГИ
(из коллекции Харьковского художественного музея)

Выставка открывается в год 225-летия искусства силуэта в России. В 1782 г. в Петербург прибыл из Европы художник ножниц Ф.Сидо. Ему посчастливилось получить аудиенцию Екатерины II и сделать ее теневой портрет. Вслед за этим художник выполнил еще около 200 портретов членов императорского двора. Так появился силуэт в искусстве российской империи. В своем развитии он опирался на традиции художественного вырезания из бумаги, как Востока, так и Запада.

Самые древние традиции искусства силуэтного вырезания принадлежат китайской цивилизации. И этому не приходится удивляться, так как родина материала этого искусства – бумага – Китай. Исследователи полагают, что вместе с появлением бумаги и родилось удивительное искусство силуэтного вырезания, которое завоевало весь мир и которое сохраняется до нашего времени на всех континентах земного шара. Красота китайских вырезок покоряет. Технические приемы вырезания китайских мастеров отшлифованы веками, отсюда – ювелирность и безупречность исполнения, четкость и отточенность линий. Своеобразие китайской бумажной вырезки объясняется не только древностью этого искусства, но и непрерывающейся преемственностью традиций. На выставке из собрания Харьковского художественного музея представлены работы, выполненные преимущественно в 1956 г., но можно не сомневаться, что и сто лет тому назад, и двести вырезались подобные узоры. Художественная вырезка из бумаги на протяжении многих веков остается одним из наиболее популярных видов народного творчества в Китае.

Длительная история существования и развития искусства вырезания из бумаги в Китае обусловила формирование нескольких четко выраженных направлений. Это чуан-хуа или «оконные узоры», си-хуа или праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и т.д. На выставке представлено большинство из названных направлений.

Самое распространенное направление – «оконные узоры». Накануне праздника Весны – китайского Нового года – женщины наклеивают бумажные вырезки на окна. Ночью они превращали окно в силуэтную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. Ещё до появления вырезок подобные изображения у китайцев играли, может быть, роль оберегов – заступников и защитников человека, домашнего очага. Существует предположение, что происхождение вырезок связано с ткачеством.

Старинные письменные источники упоминают лишь имена авторов и описания вырезок, которые относятся к Танскому и Сунскому времени, т.е. к VII и XII векам, но предполагается, что этот вид народного творчества мог иметь начало со времён эпохи Хань, т.е. с 206–220 гг. В одном из средневековых трактатов написано: «В бывшей столице на улицах сидели люди, которые тонко и красиво вырезали оконные цветы…». Бумажные вырезки необыкновенно разнообразны, но все они имеют своеобразный присущий только этому виду искусства единый стиль. «Оконные цветы» не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке. Этим объясняется некоторая условность изображения, масштабные нарушения.

Вырезки изготавливают таким образом – мастер рисует или переносит с трафарета изображение на цветную бумагу, прикрепивши ее по углам, и вырезает ножом или ножницами. После этого вырезки покрывают краской особого вида. Многоцветные вырезки раскрашивают от руки – сначала светлой краской, потом тёмной. Вырезки одного комплекса или серии раскрашиваются одним цветом.

Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг другу долгой жизни, радости и счастья. При этом дарили изображения трёх, пяти или восьми «счастливых примет», чаще всего пион как символ богатства, арбуз – символ долголетия, уточки – семейного счастья, рыбки – успеха в обучении и работе.На выставке представлены работы из пяти провинций Китая – Хэбэй, Цинян, Шаньдун, Чжецзян и Нанкин. Произведения из разных провинций имеют свои особенности.

Вырезки провинции Хэбэй отличаются высоким мастерством и являются наилучшими в этом виде китайского народного творчества. Они своеобразны по изготовлению – исполняются с помощью бритвы. В экспозиции представлены две серии работ. Тема первой серии – персонажи классических опер, второй – цветы и птицы. Вырезки провинции Цинян близки по композиции и колориту к изделиям провинции Хэбэй.

«Оконные цветы» провинции Шаньдун созданы сельскими и городскими мастерицами. В этой провинции существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы. Вырезкам, изготовленным горожанками, присущи изысканность и утончённость в исполнении. Для сельских бумажных узоров характерна композиционная простота и образная выразительность.

Работы из провинции Чжецзян отличает разнообразие форм и декоративность. Чжецзянские вырезки используются как украшения для бумажных фонариков и подарков, а некоторые из них служат узорами для вышивки.

Бумажные вырезки из провинции Нанкин предназначены для праздничного оформления зала, поэтому в этих композициях особенно подчеркнута радостное и веселое настроение.

Представленная на выставке коллекция бумажных силуэтных вырезок оказалась в Харьковском музее несколько случайно. В период, когда Советский Союз и Китай были особенно сердечны в государственных взаимоотношениях, именно в Харькове в 1956 г. прошла выставка китайского искусства. Произведения силуэтного искусства с этой выставки и попали в фонд художественного музея. Но до недавнего времени, до 1996 г., в этом городе находилась одна из самых крупных не только в стране, но и мире коллекция силуэтных вырезок. Она включала более 4 тыс. работ мастеров из различных стран. Владельцем этой коллекции был Алексей Максимович Петриченко (1911–1996), ученый-литейщик, доктор технических наук, академик Транспортной академии Украины, заслуженный деятель наук Украины. Интересно отметить, что начало его коллекции было заложено в Китае и первыми в ней были произведения китайских мастеров. Алексей Максимович в 1955 г. был направлен в Китай в качестве научного советника ректора Пекинского института черной металлургии и прожил там несколько лет. Китайская бумажная вырезка сразила его, и он стал поклонником этого удивительного народного искусства. Домой в Харьков он вернулся с большой коллекцией и продолжил здесь собирать художественные вырезки из бумаги. После его смерти наследницей коллекции стала его дочь, которая проживает в городе Домодедово Московской области. Часть коллекции отца она экспонирует в Домодедовском музее. Там развернута единственная в России постоянная экспозиция по искусству силуэта.
                                                                                                                                                                                              Надежда ПОЛУНИНА

 
 
© Контент: Галерея силуэтных миниатюр, gallery1941@gmail.com; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017.