Русский силуэт - Russian Silhouette English Version Die deutsche Version Русская версия Homepage - Начальная страница
Галерея Музей Друзья

18.04.2016 00:16

ПРОСТРАНСТВО НА ПЛОСКОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА СИЛУЭТА

Л.Л. РУДЕНКО

«Всякое произведение должно быть цельно и сложно.

Цельность дает ему единство,
а сложность – многообразное содержание».
В.А. Фаворский

Искусство силуэта принадлежит к числу древнейших. Силуэты всех эпох можно разделить на два элемента: черный и белый. Их взаимоотношения можно интерпретировать по-разному. Это либо форма (черный элемент) и пустота (белый элемент), что есть – “значащая форма против незначащей пустоты”; либо действующие на равных – значащее черное и значащее белое, т.е. изображаемый предмет и его тень уравниваются в правах.

Первобытный человек создавал наскальные изображения, обводя по контуру отбрасываемую тень. Такие картины обнаруживаются на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Они известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Это зачастую мифологизированные сцены охотничьей жизни, фигуры людей, животных, птиц, морских млекопитающих, предметы вооружения, обихода и т. п.

Наскальные изображения представляют собой разнообразие стилей и техник. Они имеют огромное значение для понимания духовного мира наших предков и являются уникальными памятниками не только истории, но и культуры. Первобытный художник, интуитивно решая задачи формирования пространства в своих композициях, использовал ритмический ряд.

слева –  Воины в туниках. Сахара. Эпоха бронзы,

в середине – Восточно-испанские наскальные изображения, мезолитический период.

справа – Петроглифы. Наскальные изображения Африка, неолит.

Такой приём передачи пространства до сих пор не исчерпал себя.

© В.Жуков (1928-88). Из цикла «Дикость». 1980. 11х5,5 см.

реконструкция наскальных рисунков.
Бумага. Вырезание. (Россия)


© Э.М. Энгерт (1892-1986). «Охота» 39х16 см.
Бумага. Вырезание.(Германия)

© Б.Т. Тёндур. 1966 г.р.  Швейцария
«Подъём на альпийские луга». 2001. 16,5х49,5 см.

Бумага. Вырезание.

Та же система формирования пространства наблюдается в эпоху египетских фресок и во времена греческой архаики.  Для египтян типичной была неограниченная (непрерывная) изобразительная плоскость, условием восприятия которой является безостановочное движение. В силу этого в изображении отсутствует построение вглубь (требующее постоянной точки зрения), то есть отсутствует принцип ракурса, взамен чего господствуют развернутые в фас и профиль фигура. Не существует также и деления на передний, средний и задний план.

Ремесленные мастерские храма Амона в Фивах.
Роспись на стене гробницы Рехмира.
Новое царство. XVIII династия.

Прибытие египетских   воинов  в страну Пунт.
«Всемирная история. Бронзовый Век».

Стиль египетских фресок присутствует в работах европейских и особенно швейцарских художников- силуэтистов XIX – XXI столетий. Под влиянием археологических открытий конца восемнадцатого – начала и середины девятнадцатого веков в искусстве Европы возник так называемый египетский стиль или эжиптьенри. Именно тогда силуэтное искусство обогатилось вышеназванными принципами.

Коспар Брау. Сцены из крестьянской жизни.
1852/53 г.
Бумага. Вырезание. (Германия)

© Нелля Наеф. 1935 г.р.

«Воздушный змей», 1991.
30х33 см. (фрагмент)
Белая бумага.
Вырезание.(Швейцария)


©  Мария Н.Кайзер. 1945 г.р. Цирк. 21х32 см. 2002.

Бумага. Вырезание. (Швейцария)

Метод классического искусства всех эпох всегда пользовался изобразительной плоскостью, строя глубину, создавая планы или строя объем, пользовался ею как основой, идя от плоскости в глубину. Не было исключением и классическое искусство времён вазовой живописи греков: плоскость всюду входит, как основа изобразительного метода и всюду углублена. Поэтому возможно утверждать, что плоскость, т. е. включение в изобразительный метод её как основы, и дает изображению возможность быть пространственно выразительным.

Греция времен архаики (IX-VI в. до н.э.)

Греческий стиль в современном искусстве.

©  Д. Баглай. 1985 г.р. Две композиции. 2000.
Бумага. Вырезание. (США).

Большое внимание проблеме пространства на плоскости уделял В.А.Фаворский (1886–1964) – тонкий аналитик теории искусств. Он называл свои труды «практической эстетикой».  Фаворский писал о подвижном восприятии пространства, о построении глубины изображения слоями, начиная с передней плоскости. Фаворский пришёл к выводу, что обратная перспектива не противопоставляется прямой и, тем более, не является признаком беспространственности. Средства изображения, по Фаворскому, не самоценны. Они приобретают содержание лишь как выразители пространственных отношений, которые освобождаются от исконной хаотичности только благодаря цельности зрения. Существенно при этом, что Фаворский нисколько не абсолютизирует неизменность восприятия пространства. «Вполне допустимо, что в ходе своих рассуждений он исходил из доказательств П.А.Флоренского о принципиальной (геометрической) несовместимости между точками изображения и точками изображаемого. Фаворский определяет художественный образ на пространственно-структурном уровне. Изображение, по Фаворскому, должно, прежде всего, вскрывать сущность натуры. Не исправлять натуру путем добавления или сокращения и не ассоциировать с чем-то виденным ранее, а как бы открывать заново. В этом – отсутствие всякой нормативности». (Г.Вагнер. «О теориях В.А. Фаворского».)

Фаворский развертывает целую гамму приемов, способствующих достижению реалистической цельности. Это своего рода теоретико-технические принципы. Например, слишком большое укрупнение предметов ведет к уплощению пространства. Фаворский советует искать классику, но не в ретроспективном смысле, а эстетическом.

Способы целостной передачи трёхмерного пространства в художественных произведениях формировались исторически.


Альбомный лист. 1631 г.  (фрагмент). Школа теологии
г. Тюбингена  (Германия)


© Р. Хусс. 1653. Аллегория.  (Л.:15х10,7 см.)
Белая бумага. Вырезание.  (Германия)


© Л. Дутенхофер. (1776-1829).
«Гёте в Штутгартте». 1797. (Илл.: 16х15,5 см.)
Бумага. Вырезание.  (Германия).


© Г.Агасси.. (1767-1849),  Женева.
Бумага. Вырезание. (Германия)


© Ф. Толстой (1783-1873). «Парад Павловского полка».
Формат прим. А4. Бумага. Вырезание. (Россия)


© Карл Фролих  (1821 – 1898). «Пруд с утками». 5,5 х 7,5 см.
Бумага. Вырезание. (Германия)

Пространство дает жизнь изобразительной плоскости, но в то же время приносит массу противоречащих ей элементов, которые находятся с плоскостью в антагонизме. Плоскость дает нам зрительную цельность, а пространство является как бы чувственным материалом, который чем будет острее восприниматься, тем сильнее потребуется победа над ним.

Наше восприятие окружающего слагается из двигательных и чисто зрительных впечатлений. А работа искусства, имея целью наивысшую видимость, стремится все двигательные впечатления перевести в зрительные. Следовательно, нарушение принципа поля зрения не исключает возможности стремиться все к тому же: к передаче трехмерного пространства на плоскости. Т.е. искусство главную свою силу направляет на стремление к плоскостной организации пространства.

© Л. Вальтер фон Брайтшверт  (1833-1917).
Илл. к произведению Э. Морике 1852 г.  9,5х8 см
Бумага. Вырезание. (Германия)

© Чжан Юн-шоу. XIX-XX в.в.«Зима».20х15 см.
Бумага. Вырезание. (Китай)

Изобразительное искусство имеет три составляющие: субъект (художник), объект (природа) и метод. Метод, естественно, зависит и от субъекта и от объекта. Наш вопрос об изобразительности связан именно с присутствием объекта, который всегда зависим от того, как он воспринимается в состоянии покоя или движения. Из этого следует понятие цельности или постижение пространства, которого всегда добивается субъект своей фантазией и своим инструментарием, и которые, в конечном итоге, становятся выразителями пространства. Все изображенное на плоскости объединено «цельным осязательным чувством». Поэтому изобразительная плоскость воспринимается в движении.

Безусловно то, что средства графики очень ограниченны. Эту ограниченность мы называем условностью. В графике есть не только черное и белое, но есть линии разной толщины, пятна разной формы, переходы одной формы в другую, контрасты влияния. Все это придает средствам такую пластичность, что о плоском вообще говорить не приходится, а можно, наоборот, поставить  вопрос о том, возможно ли вообще плоское изображение в графике.

© Паула фон Гёшен-Рёзлер (1876-1941). Германия


© Алиса де Пауф «Сова». 18х33 см.
Бумага. Вырезание (Нидерланды)

© В. Жуков (1928-88)
Из цикла «Истина познаётся в горах».
Бумага. Вырезание. (Россия)

© У. Кирхнер «Пламя» Бумага. Вырезание (Германия)

Основным средством построения пространства по Фаворскому является линия. Он исходит из объективно-пространственных, содержательных свойств линий, что позволяет даже говорить о своего рода «геометрии Фаворского». Назовём только два параметра:

– характеристика различного рода линий, их функции и взаимовлияния;

– определение смысловой выразительности черного и белого и их цветовой функции.

Даже геометрический чертеж, положим, квадрата, круга или другой формы, будет не плоским, поскольку качества черной линии как существенно материальной и белого фона как воздуха, сделают изображение предметным и, тем самым, сколько-то рельефным. Именно поэтому всякое силуэтное изображение, пользующееся разным количеством черного и белого, обязательно нарушит плоскость. Можно создавать разной формы пятна: с одной стороны — массивные, с другой — тонущие как бы в белом и тем самым придающие белому в этом месте массивность. Два изображения линий также будут смотреться совершенно по разному: в одном случае это будут черные линии на белом, в другом — белые на черном. Незначительное изменение баланса черного и белого, существенно может влиять на картину цветовых пятен.

© Ж. Майдингер (1899-1971)  (Германия)
«Последний снег». 1928.
Бумага. Вырезание.

© Е. Кругликова (1865-1941).  Россия
Автопортрет. 1915 г.
Бумага. Вырезание


© Т. Сандагдорж  1969 г.р.  Монголия. «Караван»
Бумага. Вырезание.

© И. Бабаянц. 1837 г.р.  Россия
Натюрморт. 51,5х41 см. 1975.
Бумага. Вырезание.

Перед графикой часто стоит задача при помощи линий передать плоскость, или поверхность. Причем дать ее возможно убедительнее — не как модель, а как образ. Но, будучи организовано как плоскостное рельефно-пространственное, изображение, в меру пластичности своих средств, будет пространственно выразительным.

Композиция и состоит в сочетании этих моментов и в единстве с конструктивными элементами в широком понимании этого термина.

Цвет только в некоторых случаях четко характеризует поверхность, на которой он лежит; а большей частью он будет восприниматься как цветовая масса, сколько-то рассеивающаяся в воздухе. Контур сдерживает эту массу. организует ее как минимум в двухмерном пространстве. Цвет пластичен, то есть мы можем по-разному его рассматривать. Кажется, что два пятна разного цвета лежат на одной плоскости. Но всегдашний наш предметно-пространственный подход потребует от нас решения: какой цвет лежит впереди, а какой — сзади (при делении на планы), какой цвет выражает предмет и какой изображает воздух, пространство. Можно уравновесить два цвета; для этого нужно оформить между ними границу так, чтобы то один, то другой как бы находили друг на друга, то один, то другой был как бы впереди. Это может быть волнообразная линия, или зубчатая, или более сложная линеарная структура, но она всегда выразит равновесие цветовых пятен. Форма пятна также влияет на отношение цветов. При помощи формы пятен мы можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного уплощенного, характеризующего плоскость, черного, дающего глубину, и черного воздушного. В белом градаций меньше: белое массивное и белое воздушное.


© Б. Вебер. 1954 г.р. «Зебры». 52х72 см. 1991.(фрагмент)
Бумага. Вырезание.( Швейцария)

© Д.Баглео. 1985 г.р.  «Маяк». 50х40 см. (фрагмент)
Бумага. Вырезание. (США)


© Л. Нойперт. (1928 – 2008). Германия
«Скрипачка».  Бумага. Вырезание.

Силуэт, ограниченный в средствах всего двумя цветами, изменением формы пятна, сопоставлением и наложением цвета на цвет, и, используя линию в качестве выразительного средства, добивается большого разнообразия и даже богатства через такое важнейшее средство выразительности как отношение черного к белому.

© В. Уелли.  США  «11 сентября 2001»
Бумага. Вырезание.

Библиография и источники:

1.  Статьи в поисковых системах Интернета: «Наскальные изображения».

2.  Лекции В.А. Фаворского «Теория графики».

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. URL обратной ссылки

Оставить комментарий

© Контент: Галерея силуэтных миниатюр; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2017;
14 queries. 0.321 seconds. Сайт работает на WordPress