Русский силуэт - Russian Silhouette English Version Die deutsche Version Русская версия Homepage - Начальная страница
Галерея Музей Друзья

18.04.2016 00:56

ОРНАМЕНТ В ИСКУССТВЕ ВЫРЕЗАННОГО СИЛУЭТА: РАЗНОВИДНОСТИ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА

Л.Л. РУДЕНКО

Вместо предисловия.

Орнамент (лат. ornemantum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Это термин переплетается с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде; он состоит из сочетания полезного и красивого – в основе всегда лежит функциональность. Красота приходит вслед за ней»1. Орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Но основу орнамента составляют – ритм и симметрия.

Цель этой публикации познакомить с разнообразием и богатством культуры орнамента, начиная с первобытного общества, и показать изобразительные возможности искусства орнамента, вырезанного из бумаги.

Исследования об искусстве орнамента разбросаны по сотням разных изданий; некоторые из них – труднодоступны. Вследствие этого беру на себя смелость обобщить информацию по данной теме и предложить начинающим мастерам. Краткая характеристика орнамента различных исторических эпох дана на основе источников, перечень которых приведены в конце статьи.

РАЗНОВИДНОСТЬ ОРНАМЕНТА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности человека. В далеком прошлом он нес в себе символический и магический смысл. В то же время ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка и симметрии. Исследователи считают, что орнамента возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15–10 тыс. лет до н.э.).

Орнамент первобытного человека был исключительно геометрическим и включал круг, полукруг, овал, спираль, квадрат, ромб, треугольник и их различные комбинации.


Рис.1.  Поздний Палеолит. Африка

Свои представления об устройстве мира древний человек наделял определенными знаками: круг – солнце, квадрат – земля, треугольник – горы, свастика – движение солнца, спираль – развитие и т. д.. Эти фигуры в то время, по всей вероятности, ещё не обладали декоративными качествами. Ими часто покрывались скрытые от глаз человека части предметов: днища посуды, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться и как эстетическая ценность. Постепенно определялась и цель орнамента – украшать.


Рис. 2. Трипольская культура VI–III тыс. до н. э.

В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Символико-смысловое содержание орнаменту отчасти возвращает  Средневековье.  И, тем не менее, одни и те же элементы орнамента воспринимаются и используются уже несколько иначе, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. К примеру, мотив плетенки – сложный, издревле распространенный, известный еще со времен палеолита, особую выразительность получил в кельтском декоре.


Рис.3. Орнаменты Доколумбовской Америки (слева) и Африки (справа)

Еще до нашей эры кельты заимствовали многие элементы своего орнамента у средиземноморских, а в дальнейшем – у скандинавских и византийских народов. Но, пропустив их орнаментику через свое художественное мышление, кельты до неузнаваемости изменили её, создав свой особый декор. Ранний период кельтского орнамента характеризуется практически полным отсутствием растительных мотивов.


Рис.4. Кельтский орнамент

Кельты, близкие по языку и материальной культуре племенам индоевропейского происхождения, в древности – на рубеже эр – занимали обширную территорию в Западной и Центральной Европе. Первые серьёзные контакты кельтов и славян возникли на рубеже IV и  III столетий до н.э.. Впоследствии они переросли  в длительный период общения с заимствованием славянами достижений кельтской культуры. Нельзя исключать того, что славянские народы издавна входили составной частью в гигантский конгломерат кельтской цивилизации. Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашённые художники способствовали распространению художественных идей и стилей.

Рис.5. Русский орнамент

На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амарнский период – время правления фараона XVIII династии Эхнатона 1351-1334 гг. до н.э.), в древнеримском искусстве и искусстве Крита.


Рис.6. Античный орнамент

Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта. Однако египтяне ещё не отказались от использования и геометрического орнамента: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой и утонченной сдержанностью.


Рис.7. Орнаменты Древнего Египта

Очень важная историческая эпоха в истории культуры – Византийский декор. Изобразительно он развился в недрах эллинистической и римской художественных культур. И в то же время он более утонченный. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально были заимствованы орнаментальная схема и повышенная декоративность. Сказалось влияние и кельтской орнаментики: перевивающиеся растения и ленточные сплетения.


Рис.8. Орнаменты Византии

Одна из самых древнейших восточных культур – китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н.э., декоративные мотивы состояли из сложных и динамичных узоров. Именно эти узоры условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Древние китайцы обожествляли природу. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны.


Рис.9. Китайский (слева) и Японский (справа) орнаменты

Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков. Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. В древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать свои традиции, связанные с поэтическим

отношением к окружающему пейзажу. «Японский мастер, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность, но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подключить к восприятию многовековые слои культурной памяти»1.

В Японии как и в Китае мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: редька (дайкон) – символ силы и мощи, апельсин – продолжение рода, лотос – целомудрие, вишня (сакура) – нежность, бамбук – стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом – символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы – о долголетии. В начале XVII века особенно популярным был мотив цветущих пионов – символ человека знатного, благородного, знаменитого. Некоторые цветы и явления природы символизируют времена года: цветы сливы в снегу – зима, цветок вишни, камелия, дерево ивы, туманная дымка – весна, пион, кукушка, цикады – лето, хризантема, алые листья клена, олень, луна – осень. Символ императорской власти в Японии – стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов и национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира.


Рис.10. Арабский орнамент

Впитав формы византийской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор предстал как роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента.


Рис.11. Персидский орнамент.

Существуют несколько видов мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов. Например, узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами. Этот орнамент всегда строго математически выверен и рассчитан.


Рис.12. Турецкий орнамент

Композиции мусульманского орнамента многообразны и практически неисчерпаемы. Одна из особенностей арабского декора – «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, которые символизировали райскую жизнь.


Рис.13. Индийский орнамент

Самобытный вариант исламского искусства представляют и орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI–XV вв. В его основу легли декоративные иранские мотивы — стилизованные и декоративные, которые ближе к природному прототипу. Турецкое декоративно-орнаментальное искусство окончательно сформировалось во второй половине XVI века. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы и цветы. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворцов и крепостей. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.


Рис.14. Испано-мавританский орнамент

Орнамент в западноевропейской культуре

Христианское искусство западноевропейского Средневековья – один из важнейших периодов в развитии и становлении изобразительного искусства в целом. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, кельтов, франков и др. В его  декоративной орнаментике отразилась религиозная мировоззренческая система, наполнившая её христианской символикой. Ощутимо влияние и арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западноевропейское искусство паломниками и странствующими художниками.


Рис.15. Орнамент романского периода

В романский период Средневековья искусство представляло собой огрубленное переплетение античных, восточных, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Частыми элементами этого стиля были геометрические фигуры: меандр (узор, полученный из прямых углов, складывающийся в непрерывную линию), квадраты, круги и т.д., которые соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.


Рис.16. Готический орнамент

К примеру, в декоре готики предпочтительнее были орнаменты из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах: листья и лоза винограда (символ Христа), плюща, листья полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника (символ страстей) и др..

Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с архитектурными конструкциями. И сами конструктивные формы в готический период превращались посредством сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. в удивительные по декоративной изощренности «узоры». Поздний период французской готики получил название «пламенеющая» – по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианское искусство обрело жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. А декору и орнаменту была отведена роль украшения.

В эпоху Ренессанса — во второй половине XV века — в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра. Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопках терм Тита был обнаружен незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по-итальянски «la grottesca» – гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии.


Рис.17. Орнамент эпохи Ренессанса

Художественная культура XVII–XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII века стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, которые к этому времени сложились в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.

Рис.18. Орнамент эпохи Барокко

Барочная орнаментика наполняется беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины. Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа: так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков. Во второй четверти XVIII века барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным и камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными.


Рис.19. Орнамент в стиле Рококо

Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства: появились изображения цветущих веток, пионов и др. Часто художники рококо вдохновлялись восточным декором.

Рис.20. Орнамент периода Классицизма

В XVII – начале XIX веков одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза – ампир, идейными вдохновителями которых стали три эпохи: античность, возрождение и культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды, корзины цветов, розетки, фестоны и проч.. Заметное влияние на формирование стиля ампир оказал военный поход Наполеона в Египет. Уже после египетского похода в декоре ампира появились цветы лотоса. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира. Оба стиля насыщаются античными образами. Невольно возникает вопрос, в чем же заключается разница?  Разница в том, что, стремясь к выражению художественного замысла, мастера по-разному видят красоту древнего мира. Классицизм ищет в античности вдохновения, но он далек от археологически скрупулезной точности передачи. Но если первый ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок и тонкой гармонии, то второй — мужествен, строг и холоден. Классицизм – приветлив, ампир – суров. Классицизм – мягок и светел, ампир – торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX – начала XX в.

В XIX столетии орнамент становится предметом бурной полемики. Это связано с развитием промышленности и применением новых пластических материалов. В это время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции.

Нарождается стиль модерн, который не мог не отразиться на развитии орнамента. Этот стиль художественной культуры получил в разных странах своё название и облачился его национальными чертами. Сложились особенности орнаментальных узоров, проявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа «удар бича». Термин стал результатом впечатления от вышивки для портьеры по рисунку швейцарского художника Германа Обриста «Альпийские фиалки». В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей.  Кто-то из критиков сравнил эти изощренные линии с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Орнамент модерна не удовлетворялся ролью декоративного обрамления или заполнения пауз или ритмического аккомпанемента к основной теме. По поводу модерна можно рискнуть заговорить и о «психологическом» орнаменте, непосредственно откликающемся на душевную жизнь общества. Орнамент, можно сказать, ложится в основу построения живописного произведения. Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем, фигурки бабочек и других насекомых. Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии.

Рис. 21. Орнамент в стиле Модерн

И еще одна из особенностей модерна: он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Новые формы орнаментики в 1920–1940-е г.г. искали и представители художественного течения ар деко (по первым слогам названия выставки во Франции 1925 года «Декоративное искусство»).


Рис.22. Орнамент Ар деко

В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на формировании орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922) и искусство древних цивилизаций Америки.

В заключение этого раздела ограничусь ссылкой на страницу «Орнаменты всех времён и стилей». Это полная серия иллюстраций по теме «Растительный орнамент»18.

ОРНАМЕНТ, ВЫРЕЗАННЫЙ ИЗ БУМАГИ

Информация об искусстве орнамента будет не полной без иллюстраций орнаментов, выполненных в технике вырезания из бумаги, т.к. это удивительное направление в декоративно-прикладном искусстве, которое своими художественными возможностям в исполнении мастеров, безусловно, представляет неотъемлемую часть всего искусства орнамента.

Немногие знают, что великий датский сказочник Г.Х. Андерсен (1805-1875) увлекался вырезанием силуэтов. В самом силуэте есть что-то сказочное 6.

Рис.23. Вырезанные орнаменты-силуэты  Г.Х. Андерсена

Он любил вырезать из бумаги всякие хитрые сюжеты и ажурные салфетки, которые охотно дарил свои почитателям. Художница Арина Даур из Санкт-Петербурга (Россия) создала серию своих силуэтных орнаментов по сюжетам великого сказочника (Рис.24).

Рис.24. Орнаменты Арины Даур 5

Искусство вырезанного орнамента в наше время очень популярно среди мастеров всего мира.

Рис.25. Вырезанные из бумаги – силуэтные орнаменты
художников Украины и Беларуси (крайние композиции в нижнем ряду
выполнены белоруской мастерицей Татьяной Марковец)

Рис.26. Орнамент художника Беценгера 84х60 см. (Германя)4,
вырезание из бумаги


Рис.27. Картина – орнамент Уели Хаусвирт (Швейцария) 3,
вырезание из бумаги

В Литве (г. Вильнюс) живёт и работает прекрасный художник-мастер Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева (1958г.р.). Её творческая мысль безгранична: орнаментальные работы в симметричных растительных узорах органически переплетается с литовским народным искусством. Этот основной мотив, объединяющий все её циклы, не мешает каждой вырезке быть самостоятельной – стилизованная природа присутствует во всех её работах  (рис. 28 – 37).

Важное место в творчестве Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеевой занимает тема Дерева, выросшего из глубин земли: земля – символизирует познание, цветущая крона – «символ Абсолюта, единства и совершенства»15.

Характерная символика присутствует и в рамках, завершающих композиции крестов, и в легких «Городских кружевах» (рис.34, 35).

Рис. 28. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева – вырезание из бумаги
Слева «Паневежесу 500 лет» (297х210 мм) 2003,
справа «Озеро» (210х297 мм) 2006.15

Рис. 29. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева
Е.Т.А Гофману (420 х 297 мм), 2008. 15, вырезание из бумаги

Рис. 30. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева (вырезание из бумаги)
Слева «Древо сказок» (297х420 мм) 2004,
справа «Древо жизни» (421 х 297 мм) 2010. 15

Рис. 31. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева (вырезание из бумаги),
слева «Времена года II. Лето» (210×210мм) 2001,
справа «Зимний цветок» (210 х 210 мм) 2001.15


Рис.  32. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева (вырезание из бумаги)
слева «Поле. IV» (297х210 мм) 2010. 15

Рис. 33. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева (вырезание из бумаги)
слева «Земля Девы Марии. II, IV» (210 х297 мм) 200115

Рис. 34. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева
«Городские кружева I» (210×297мм) 2001. 15, вырезание из бумаги

Рис. 35. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева. Рамки (вырезание из бумаги),
слева 380х500 мм 2011,  справа 500х620 мм 2008. 15

Рис. 36. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева. Коллекция платьев из бумаги.
Участие в проекте на телевидении 2010. 15


Рис. 37. Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева
Участие в проекте на телевидении, 2010.15, вырезание из бумаги

Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева руководит детской студией вырезания из бумаги в вильнюсском костёле св. Игнасия с 2008 г., и вместе со своими учениками принимает активное участие в международных культурно-образовательных детских программах.

Рис. 38. Вырезки из бумаги детей студийцев:
слева – «Дерево жизни»  Моника Сукел (5 лет),
в центре – «Ангел»  Беатриче Бальчунайте (14 лет),
справа (позитив + негатив) – «Древо» Живиле Чершкуте (14 лет) 15


Рис. 39. Вырезки из бумаги детей – студийцев:
слева – «Круговорот» Агне Чепелите (21 год),
в центре «Дерево жизни»
и справа «Сон» – Ромуальда Федосеевайте (21 год) 15

Рис. 40.  Писанки, коллективная работа
Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеевой (салфетка) и её учеников 15

СИММЕТРИЯ В ИСКУССТВЕ

Симметрия в том или ином виде – обязательный  элемент растительного орнамента. Она широко встречается в объектах живой и неживой природы. На явление симметрии в живой природе обратили внимание еще пифагорейцы в связи с развитием ими учения о гармонии.

Немецкий математик Герман Вейль (1885-1955) замечательно  говорил, что «симметрия…  есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать …  красоту и совершенство». Принцип  »симметрии» широко используется в искусстве. Бордюры, используемые в архитектурных и скульптурных произведениях, орнаменты, используемы в прикладном искусстве, – все это примеры использования симметрии.

К фундаментальным понятиям симметрии относятся плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии.

Плоскостью симметрии может быть зеркало. Две фигуры называются симметричными относительно некоторой прямой, если при перегибании плоскости чертежа по этой прямой они совмещаются. Прямая, относительно которой эти фигуры симметричны, называется их осью симметрии. Центр симметрии – это такая точка внутри фигуры, при проведении через которую, любая прямая встретит на равном от нее расстоянии одинаковые и обратно расположенные части фигуры. Простейший орнамент строится на основе раппорта — повторяющейся части орнамента. На одной стороне сложенного вдвое листа рисуется контур раппорта. По линиям раппорта вырезаются вначале внешние контуры, затем – внутренние. Прорези делаются одновременно в обоих слоях бумаги (рис. 41 – 42).


Рис. 41. Шаблоны для вырезания простейших орнаментов

Рис. 42. Простейший орнамент (правая композиция – двухслойная) 12

Рис. 43. Простейшие орнаменты в технике вырезания.
Авторские работы  Ольги Исаевой13


Рис. 44. Простейшие орнаменты в технике вырезания.
Авторские работы  Одета Браженене  (Литва) 9

84352361_large_g_etImage 84352381_large_getImen6age

Рис. 45. Простейшие орнаменты Надежды Махнач 10

На рис. 46 показана технология получения ленточного орнамента и его возможности для использования его для декора помещения – подзоры, салфетки и проч..

Рис. 46. Ленточный орнамент16,17

Рис. 47. Бумажный подзор в технике ленточного орнамента.
Авторская работа Одета Браженене  (Литва) 9, 17

Радиальный розеточный орнамент с центральной симметрией.

Для полноты картины о видах розеточного орнамента, вырезанного из бумаги, рассмотрим технологию его вырезания. Бумагу надо сложить многократно определённым образом, нанести на заготовку узор и вырезать его. Такая технология позволит получить орнаментальную розетку с 4-мя и более лепестками.

1. Квадратный лист бумаги складывается вдоль, а затем поперек (рис. 48 а,b); один слой нижнего угла отгибается наискосок вверх; второй слой отгибается на другую сторону с учётом центра розетки (рис. 48 c).

симметрия-5
Рис. 48.

Рис. 49. Розеточный симметричный орнамент

Центр симметрии необходимо постоянно держать в поле зрения. Через него должны проходить все линии сгиба. На полученную заготовку наносится эскиз орнамента.

2. Складывается квадратный лист бумаги по диагоналям (рис. 50 а и b); правый угол отгибается на левую сторону со смещением вверх и так, чтобы линия сгиба проходила через центр листа (рис.50 c);  аналогично отгибается и левый угол в противоположную сторону (рис.50 d).

симметрия-6

Рис. 50. Розеточный орнамент с 6-ю и 5-ю лепестками

Необходимо обратить внимание, чтобы совмещались все линии сгиба. Заготовка складывается пополам (рис. 50 e). На заготовку наносится рисунок с учетом центра и аккуратно вырезается (рис. 50 f). Радиальный орнамент очень популярен при вырезании снежинок – розеточный орнамент с 8-ю лепестками.  Для этого заготовка складывается относительно центра в 8х2 раз (рис. 48 с).

Рис. 51. Розеточный орнамент с 8-ю лепестками 13

Вместо заключения.

Искусством порядка назвал Ю.Я. Герчук* орнамент. Изучение его  – это особый раздел художественной грамоты. В основе орнаментальной композиции лежат элементы народного декоративно-прикладного  искусства. А это – само по себе, может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, этнического и художественного опыта. Аспект формирования художественно-эстетического развития является базовой основой изучения декоративно-прикладного искусства.  Художественный мир орнамента – это модель действительности, образ которой в искусстве является результатом её эстетического синтеза и носит обобщенный характер8).

*) Юрий Яковлевич Герчук (род. 19.10.1926Москва, РФ) – российский искусствовед, художественный критик, историк и теоретик изобразительного искусства, заслуженный деятель искусств России.

Примечания и ссылки:

1)    http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm
2)    http://www.liveinternet.ru/users/3420996/post190265795
3)    http://www.scherenschnitt-hauswirth.ch/scherenschnitte

4)   «Искусство орнамента»,  Сборник статей «Искусство вырезания из бумаги
как способ общения», Домодедово, 2010, ББК 85.125, УДК 76. 041.

5)   html-silhouett/arina-daur/index-ru.htm?mod=gal1&sec=58

6)    http://www.livemaster.ru/topic/89607-hans-kristian-andersen-ne-tolko-izvestnyj-skazochnik
7)    http://www.bestreferat.ru/referat-194621.html
8)    fan-nauka.narod.ru/09-9-valeeva.doc
9)    http://www.odetosgalerija.lt/

10)   http://www.liveinternet.ru/users/murka7/post223927525/
11)   http://fotki.yandex.ru/users/abonny/view/692293/?page=4
12)  http://www.livemaster.ru/39
13)  http://stranamasterov.ru/node/432861?tid=1416
14)   http://laidi.info/index.php?s=content&p=en_darbai&lang=1

15)   «Вырезки из бумаги»  Лаймуте Бяняшюнайте-Федосеева, 2011, UDK 741 (474.5)(084)
Fe84, ISBN 978-609-408-166-8
16)   «Вырезки из бумаги»  Одета Браженене, 2004, UDK 741 (474.5) Tu-55,  ISBN 9986-711-81-9
17)   «Вырезки из бумаги»  Одета Браженене, 2008, UDK 741 (474.5) Br-143,  ISBN 978-9955-676-89-8

18)    http://art-blog.su/post97502298/


17.04.2016 16:16

«ПРИЯТНЕЙШАЯ ТЕНЬ» В РОССИИ

Л.Л. РУДЕНКО

Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность…

Искусство изображения  чернофигурных контурных сцен дошло до нас на античных сосудах, производимых в Аттике. Античные художники (VI веке до н. э.) виртуозно владели выразительным контуром и штрихом, создавая сложные многофигурные профильные композиции.

С изобретением бумаги  в Древнем Китае (105 г. н.э.) появились «китайские тени». Из  Китая по Великому шелковому пути они проникают  в Западную Европу, где общественная культура начинает осваивать новое искусство. Но к середине XVIII века европейская жизнь искусства «китайской тени» замирает  и переживает свой Ренессанс уже во Франции, где и получило название «силуэта».

В России увлечение силуэтом приходится на вторую половину XVIII века. Честь знакомства русских с европейским силуэтом принадлежит императрице Екатерине Великой – немецкой принцессе по своему происхождению, и   французскому мастеру Ф. Г. Сидо, которого по праву называли «художником ножниц». Он портретировал  Екатерину Великую и преподнес ей в подарок её силуэт с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

В Петербурге мастер работал всего два года с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов. Альбом силуэтов Ф. Г. Сидо «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» был издан в Петербурге в России 1899 году.

Ф. Сидо. Силуэтные портреты
слева – «Приятнейшая тень Екатерины II» (1729-1796)»,
справа – портрет князя Потёмкина-Таврического (1739-1791)


Ф. Сидо.
слева – Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786)
справа – Папа римский Пий VI (1717-1799).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик И.Ф. Антинг (1753-1803),
выпустивший в 1791 г. альбом   «Collection de cent silhouettes».


И.Ф. Антинг. Русский учёный Разумовский С.Я. (1734-1812),

В первой половине XIX века силуэтное портретирование становится одним из излюбленных художественных развлечений русского дворянства. «Силуэтную» эстафету подхватывает русский мастер – Федор Толстой (1783-1873), скульптор, медальер, рисовальщик и живописец.

Ф. Толстой. Российский царь Александр Первый (1777-1825)

Ф. Толстой.
слева – Солдат (1812-1820 г.г.),
справа – Человек, читающий книгу (37х35)

Лучшие силуэты Ф.Толстого, посвящены Отечественной войне 1812г.. Особый  интерес представляет силуэтная композиция Ф.Толстого «Парад Павловского полка у памятника Суворову» времен императора Николая I (1796-1855).

Ф. П. Толстой. Парад Павловского полка у памятника Суворову
1816 – 1820-е г.г.  (Илл.: – 7х21см.)
.

Силуэты Ф. Толстого, изображающие будни русской жизни, привлекают широтой, многогранностью интересов художника. Русские крестьяне в его работах – это достойные, сильные, привлекательные люди, вызывающие глубокое уважение.

Ф. П. Толстой. Сцена в избе. 1816 – 1820-е г.г.
(Илл. прим. – 8х21см.)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству в России почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Во второй половине XIX века преемницей Ф.Толстого стала «прекрасная Диана». Так современники нарекли Е. Бем (1843-1914). Она создала жанр детских сцен – целый мир детства. Лучшие ее работы навеяны образами детей.

Е. М.  Бем. Автопортрет.

Е. Бём. Силуэты из жизни детей (1877).

Новый период возрождения силуэта начинается в конце XIX в. в творчестве русского художника К. Сомова (1869-1939) – «он мастер линий, он маг линий» по выражнию А.Бенуа.

К.А.Сомов. Дама с собачкой. Заставка из журнала «Золотое руно». 1906 г.
К.Сомов.  Заставки к журналу «Золотое руно», 1906 г.:
слева  «Поцелуй»;        справа «Дама с собачкой».

Но временем  настоящего  возрождения искусства силуэта стало  начало XX – века. Возвращение к традициям прошлого, чтобы понять настоящее  – это было совершенно в духе идей Серебряного века. XX век принес новые имена: Нина Симонович – Ефимова (1878-1958), Георгий Нарбут (1886-1920), Михаил Добужинский (1875 – 1957) и Елизавета Кругликова (1865 – 1941).

 (550x346, 19Kb)

Н. Симонович-Ефимова. Катание на санках.

 (561x346, 7Kb)

Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.

 (310x346, 14Kb)

Г. Нарбут. И Крылов(1769- 1844), русский баснописец.

С именем М. Добужинского, крупнейшего мастера книжной графики, в истории русского силуэта связан целый ряд «украшательских» виньеток и концовок к журналу «Аполлон»,   отличающихся   декоративностью   и   причудливостью форм оригинального узора. Добужинский заботится не столько о выразительности черного пятна, сколько о сложной извилистости линий контура, стараясь как можно больше ими рассказать.

М. В. Добужинский.  Концовка. 1909 г..

М. В. Добужинский. Мадригал. 1908.

Другим крупнейшим мастером силуэта была Е. Кругликова. Ее творчество отличалось поисками новых современных средств и форм выражения и развивалось в реалистическом направлении.

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русских поэтов «Серебряного века»
Слева Б. Пастернак (1890-1960), справа К. Бальмонт (1867-1942)


ЕЕЕ Е.Кругликова. Силуэтный портрет русского поэта
М. Волошина (1877-1932).

Е. Кругликова. Силуэтные портреты  русской поэтессы
А. Ахматовой (1889-1966)

Е. Кругликова. Групповой портрет русских художников Е.Лансере, И.Репина и К.Петрова-Водкина в залах  художественной выставки.

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной для иллюстраций.

Н. Ильин.  Царское село. Русский поэт Пушкин А.С.  (1799-1837)

В.Гельмерсен.  Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
(Илл. прим. – 7х7см.)

Произведения современных русских художников различных поколений показывают, что искусство силуэтного портрета успешно развивается.

Арина Даур (г.р. 1982)

слева Автопортрет (12х17), справа портрет К.Х. Андерсена

Игорь Бабаянц (г.р. 1940).
Портрет  матери.

Александр Гусев (г.р. 1953).


Александр Нефёдов (г.р.1962). Царь Иван Грозный (1530-1584).

Артём Гриднев (г.р. 1971). Автопорет.


Анна Панина (1976 г.р.).  Автопортрет

Жуков Виктор

(1928-1988). Автопортреты.

.


11.04.2010 01:08

Первый международный детский фестиваль по искусству вырезания из бумаги

28 мая с.г. в библиотеке Иностранной литературы в Москве (ВГБИЛ им. М.И.Рудомино) откроется Первый международный детский фестиваль по искусству вырезания из бумаги «Черное на белом». Искусство вырезания из бумаги в нашей стране почти забыто. Не многие знают, что когда-то оно было очень популярно среди профессиональных художников и среди любителей домашнего творчества. Во многих городских домах дети сами вырезали картонных силуэтных кукол и разыгрывали спектакли теневого театра. В деревенских домах на окнах часто висели искусно вырезанные бумажные (и газетные) занавески, а на посудных полках – резные бумажные подзоры. Мы работаем над возрождением в России интереса к этому удивительному виду искусства.

Работы литовских школьников:

Класс Лайма Кантакевичейне, Вильнюс:

Гость фестиваля из Аргентины ХУАН дель РИО. Серия “Circo de Papel” (Бумажный цирк)

Подробнее о фестивале…


14.02.2010 23:49

Путешествие по силуэтной Европе 2006

В ноябре 2006 года авторы сайта путешествовали по Германии, Нидерландам и Швейцарии с посещением самых интересных силуэтных мест. Наши впечатления мы публикуем в виде презентации.

Открыть альбом презентации


28.01.2010 16:46

Выставка «Искусство вырезания из бумаги» в Цюрихе

С 26 ноября 2009 по 4 апреля 2010 года в городе Цюрих (Швейцария) действует 7-я выставка «Искусство вырезания из бумаги»  (Schnitt-Kunst, Knipp-Kunst, Kiri-Kunst, Cut-Out).

Мы публикуем наши впечатления от посещения этой выставки.

Открыть альбом презентации


10.12.2008 18:37

Традиции XVIII века от Екатерины Великой

Первые вырезанные из чёрной бумаги силуэтные портреты появились в
Екатерининскую эпоху: в 1799 году вышел в свет двухтомник «Двор
Императрицы Екатерины II, ея сотрудники и приближённые, 168 силуэтов»,
сразу же ставшие библиографической редкостью.

Отдел искусства силуэта хотел бы возродить традицию «Галереи теней» XVIII
века. Предлагаем нашу работу и ищем инвесторов.

Примеры работ…


12.12.2007 20:00

ПРЕСС-РЕЛИЗ

29 июня 2004 г. состоялась презентация вновь созданного Отдела по искусству силуэта при Московском Музее народной графики. Это первый в России специализированный отдел, который своей основной целью на начальном этапе считает культурно-просветительскую деятельность и развитие традиций отечественного и зарубежного искусства силуэта.

Традиции отечественного искусства силуэта восходят к временам императрицы Екатерины II. Придя в Россию из Германии, силуэт сразу стал элементом дворянской культуры. Горячим поклонником силуэтного искусства был А.С.Пушкин. В эпоху романтизма силуэтисты стали наносить изящные абрисы на фарфор и хрусталь, украшать силуэтами бисерные панно и рукоятки тростей.

Продолжателями традиций тех времен в ХХ веке были художники из объединения «Мир Искусства». История искусства силуэта подарила нам имена прекрасных русских мастеров: Ф.Толстой (1783-1873), Е.Кругликова (1890-1895), Е.Бем (1843-1914), В.Гельмерсен (1873- прим.1935), И Бабаянц (1940), А.Гусев (1946), В.Жуков (1928-88г.г.), и многие др.

Своим появлением отдел по искусству силуэта обязан в первую очередь заботам о культуре столицы России нашего мэра, Юрия Лужкова, его ближайшим помощникам: В.Шанцеву, В.Коробченко, Л.Швецовой, а также Комитету по Культуре при правительстве г.Москвы. Наша особая признательность депутатам Московской Думы: её председателю В.Платонову, депутату И.Рукиной, Е.Герасимову и др., а также их помощникам.

Мы признательны также директору Московской средней школы №353 им. А.С.Пушкина – Н.Языковой за содружество и внимание к нашим усилиям в культурно-просветительской работе с учащимися этой школы.

При наличии большого и всё-таки недостаточного числа музеев в нашем городе, музей графического искусства отсутствует. После 1917 г. такой музей был задуман на основе частной коллекции Цветкова И.Е. Однако проект не состоялся, а коллекция была передана в Третьяковскую галерею.

В последние годы усилиями Правительства Москвы стали появляться музеи камерного характера. Наш отдел планирует преобразоваться в специализированный музей в рамках этой очень перспективной программы. Через искусство силуэта можно проследить исторические и духовные аспекты развития русской художественной культуры и государства Российского в целом, так как силуэт достаточно полно отражал историю и нередко становился хроникально-злободневным искусством.

Мы надеемся объединить все усилия для создания первого в России Музейно-культурного Центра по искусству силуэта. В основу художественных фондов этого музея войдут авторская коллекция силуэтных миниатюр Виктора ЖУКОВА(1828-1988г.г.) и работы других авторов. Наш город сможет иметь уникальный культурный Центр, который непременно станет интересным туристическим объектом и обогатит досуговую сферу города для всех категорий жителей и гостей Российской Столицы.

Наш сайт www.russiansiluet.ru

Информационная поддержка журнала «Петербургский коллекционер»

© Контент: Галерея силуэтных миниатюр; веб-дизайн: А. Фролов, 1998-2024;
11 queries. 0.120 seconds. Сайт работает на WordPress